Криминальный терроризм

В пограничных с Кабардино-Балкарией Кировском и Предгорном районах Ставрополья объявлен режим контртеррористической операции (КТО). К охране порядка в регионе привлечены силы 49-й общевойсковой армии. Привлечение армейских частей к патрулированию улиц можно считать беспрецедентным – за много лет – случаем.

Причиной КТО стали убийства нескольких местных жителей: их тела в течение одних только суток нашли в салонах четырех брошенных легковых автомобилей, а поблизости были установлены взрывные устройства, рассчитанные на поражение правоохранителей, когда те попытаются приблизиться к машинам. Такая тактика принята на вооружение северокавказскими боевиками.

Контртеррористические операции в южных и восточных районах Ставрополья, примыкающих к Кабардино-Балкарии и Дагестану, сами по себе – не редкость. В этот раз внимание СМИ оказалось к ним привлечено еще и потому, что страна живет в ожидании Олимпиады. Значительные силы правоохранителей отвлечены в Сочи – по этой причине преступники активизируются в других регионах, а на охрану порядка приходится привлекать военных.

Согласно ориентировкам, распространенным МВД, к убийствам на юге Ставрополья могут быть причастны приезжие из соседнего Зольского района Кабардино-Балкарии. Полицейские назвали разыскиваемых: это жители села Светловодское 33-летний Анзор Маргушев, 25-летний Вадим Шогенов и 24-летний Артур Маргушев. Четвертый подельник, несмотря на наличие фоторобота, пока не установлен. Вадим Шогенов и Артур Маргушев и ранее находились в федеральном розыске.

Если данные полиции верны, то речь может идти о вылазке на территорию Ставрополья «зольского джамаата» – бандформирования, действующего в КБР в течение многих лет. Правоохранители уже не раз сообщали о ликвидации формирования, но оно всякий раз возрождалось в полицейских сводках с новыми лицами.

Уроженец Зольского района Вадим Шогенов не в первый раз оказывается замешан в криминальных делах, связанных с убийствами. По приговору Верховного суда Кабардино-Балкарской республики с участием присяжных заседателей от 12 ноября 2007 года он был осужден к лишению свободы на 6 лет за пособничество в убийстве. Его подельник тогда получил 10 лет по статьям «убийство» и «неправомерное завладение автомобилем без цели хищения».

В последующие годы Светловодское не раз попадало в милицейские сводки, в которых сообщалось о криминально-террористической деятельности селян. Согласно данным блогера Кайсына Идарова (kaisynoff), костяк банды сформировался в Светловодском из числа молодых прихожан ваххабитской мечети. «Со временем они обложили данью всех фермеров и предпринимателей села и стали распространять свое влияние на райцентр Залукокоаже, подчинив себе в конечном итоге всех уголовников района», – уточнял блогер. В 2012-2013 годах члены криминальной группировки подверглись преследованиям, некоторые были объявлены в федеральный розыск.

Жители Светловодского Вадим Шогенов и Артур Маргушев были объявлены в розыск в октябре 2013 года. 29 октября спецслужбы провели операцию в селении Залукокоаже по ликвидации членов незаконного вооруженного формирования. Там были уничтожены двое боевиков. В этот же день на территории соседнего Кировского района Ставропольского края был убит местный охотник. По версии правоохранителей, убийцами были Вадим Шогенов и Артур Маргушев. Скрываясь от правоохранителей, идущих по их следу, преступники завладели автомобилем жертвы.

При исследовании автоматных гильз на месте убийства охотника, эксперты установили, что оружие применялось и ранее: в июне 2013 года в селении Куба-Туба на трассе «Кавказ» в КБР из него было обстреляно кафе «Корона», а за три года до этого, в 2010 году, из этого автомата был убит инспектор ДПС в Баксанском районе. Если принять эти данные, то выходит, что банда действовала в регионе в течение многих лет, занимаясь криминалом и совмещая его с «религиозно-политической деятельностью».

Директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Виктор Черноус в комментарии «Росбалту» отметил, что убийства таксистов, частных извозчиков на юге Ставрополья, с последующим минированием, являются своеобразным «ноу-хау» северокавказского бандподполья в регионе.

«Такого почерка мы еще не наблюдали. Здесь возможна связь криминала с попытками обозначить террористическую опасность накануне Олимпийских игр. Но реальный это терроризм или игра под терроризм – пока рано говорить», – подчеркнул Виктор Черноус.

По предположению политолога, помимо вероятности нового вида террористической деятельности, нельзя исключать и криминальные разборки, связанные с переделом местного бизнеса.

Отличить – где на Северном Кавказе действуют религиозные боевики, а где – обычные бандиты, прикрывающие свои дела «политикой», становится все сложнее.