Мигрантов гонят в тень

Есть такое известное правило: начало века всегда несет на себе печать предыдущего столетия и его проблем. Если подумать, то начало нового года обычно тоже несет на себе груз проблем, пришедших из года прошлого.

В 2014 год Россия входит с одной из главных тем года 2013-го. Увы, это не продолжение амнистии. Это снова миграция. И снова взгляд на нее не как на объективное экономическое явление, а как на самую страшную беду российского общества.

Напомним, что на волне бирюлевских событий конец 2013-го ознаменовался выдвижением ряда инициатив (в том числе, законодательных) в области миграции, высокий уровень патриотичности которых может конкурировать разве что с не менее высоким уровнем их нелепости.

Достаточно вспомнить историю с поправками в закон о государственном языке, который внесли депутаты Госдумы от ЛДПР Елена Афанасьева и Ян Зелинский с целью обязать трудовых мигрантов говорить во время работы только на русском языке. Эта инициатива, впрочем, запомнилась лишь большим количеством грамматических ошибок, которые депутаты допустили в пояснительной записке к своему законопроекту.

В конце года Госдума также успела принять закон, по которому с 1 января 2015 года вводился обязательный экзамен по истории России, по русскому языку и законодательству РФ для всех иностранцев, которые обращаются за разрешением на временное проживание.

В первый рабочий день нового года появилось сообщение, что Совет по правам человека при президенте РФ (СПЧ) выдал на этот законопроект отрицательный отзыв.

В заключении СПЧ говорится: «Мотивация трудовых мигрантов направлена на трудовую деятельность рабочих специальностей. Поэтому вынужденное изучение мигрантами истории и уровень их исторических познаний заведомо будет неприемлемо низким даже для адаптации. Аналогично и с уровнем знания ими основ законодательства, очевидно недостаточным, в том числе, для элементарной самозащиты. К тому же, сориентироваться в основах российского законодательства (прежде всего, миграционного) без юриста неспособны даже многие граждане Российской Федерации».

Впрочем, ранее этот законопроект уже отклонил Совет Федерации. Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко объяснила это решение тем, что, по ее мнению, документ «некорректен».

Однако этим перечень «гайкозавинчивающих» инициатив отнюдь не исчерпывается.

В декабре Госдума приняла в первом чтении и законопроект, согласно которому иностранные граждане, въезжающие в Россию в безвизовом режиме (на 90% это касается, в первую очередь, приезжих из бывших советских республик) могут находиться на ее территории не более 90 суток из 180.

Для тех, кто не очень в курсе, о чем речь, поясню.

До сего времени, согласно закону о правовом положении иностранных граждан в России, иностранец из СНГ (за вычетом Грузии, Туркмении и стран Балтии, с которыми у нас визовый режим) также не мог находиться в РФ больше 90 суток. По действующему закону, по истечении этого срока он должен был выехать из страны, а затем мог вновь в нее въехать практически на следующий день.

Те законопослушные обладатели узбекских, киргизских, таджикских, казахстанских паспортов, которые имели возможность и средства купить билет до украинской или белорусской (самых близких к нам) границы, так и делали.

Те, у кого таких средств, времени или возможностей на это не было, спокойно ехали на Киевский вокзал Москвы и совсем недорого покупали там у проводников миграционную карту с отметкой о пересечении границы.

Само это правило, обязывающее иностранца из СНГ (нередко, русского по национальности), выезжать из России, было (и есть) настолько нелепым, мешающим нормальным людям нормально жить и работать в стране, что даже чиновники ФМС смотрели на него сквозь пальцы.

Моему знакомому, коренному москвичу, который женился на русской женщине из Таджикистана, сотрудник районного ФМС лично советовал так и делать — ехать на вокзал и покупать там своей беременной жене (дабы не тревожить ее лишний раз) миграционную карту — дескать, формальность! После чего, вертя эту карту в руках, чиновник вопрошал с ухмылкой: «А не купили ли вы ее на вокзале? Что-то есть у меня на этот счет подозрения…».

Так вот теперь, если этот замечательный законопроект будет принят в таком виде, как сейчас, всем больным, беременным, занятым по горло работой и семейными делами нашим соотечественникам (а именно о них тоже идет речь!) придется не только выезжать за границу реально, но и оставаться без семьи (если она в России), без работы полгода подряд.

Строго говоря, подобный закон, будучи принятым, означает конец не только Таможенному Союзу, но и СНГ.

До недавнего времени это суровое и нелепое (почему, собственно, три месяца?) правило, как и многие другие не менее суровые и нелепые правила в России, смягчалось его плохим исполнением. Но что будет после принятия нового закона, обойти который будет значительно сложнее? Миллионы не работающих, а депортируемых и сидящих в лагерях мигрантов? Мы всерьез этого хотим?

И это в преддверии запуска очередных мега-проектов — подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года, освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока? Кто будет работать на этих «стройках века», если наборы, проводившиеся российскими корпорациями в российских регионах не сработали?

Есть, правда, еще слабая надежда на здравый смысл. В том числе, на идею «платной амнистии» для мигрантов, с которой выступил бизнес-омбудсмен Борис Титов. По мнению президента Федерации мигрантов России Мухаммада Амина Маджумдера, такая амнистия могла бы принести российской казне до 100 млрд руб. прибыли.

Если, конечно, нас хоть сколько-нибудь еще интересуют всякие экономические подробности…

Впрочем, признаю — если мы очередной порцией драконовских законов загоним большинство мигрантов в тень, то это еще выгодней. Бесплатный труд полностью зависимых от хозяев и полиции рабов сулит первым двум в ближайшей перспективы золотые горы. А что будет в отдаленной перспективе их, кажется, не интересует.