Православие и глобализация

Размышления после обращения к телезрителям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Рождества Христова.

Святейший не в первый раз воспользовался телевидением, точнее, его возможностью донести пастырское слово до православных людей России, и не только России. Однако и сегодня, как и ранее в таких случаях, в либеральной «тусовке» в очередной раздалось злобное шипение о том, что Патриарх использует национальное телевидение в интересах РПЦ, что Церковь сращивается с государством. «Пошипели» слегка и в некоторых западных СМИ.

Причины злобы вполне понятны: только федеральные ТВ-каналы охватывают своим вещанием почти всю территорию нашей страны, а до 80% населения России считают себя людьми православными. По данным социологов, опубликованным 6 января, праздновать Рождество Христово были намерены, как и в прошлом году, — 67% россиян.Столь высокий процент желающих отметить Рождество держится на всем протяжении последнего десятилетия.

Добавим, что в Московском патриархате насчитывается более 30 тысяч храмов и 800 монастырей в 60 странах. Праздничные литургии совершались на всех континентах и на десятках языков.

«Православная Церковь празднует Рождество Христово. Величие и торжественность этого праздника проистекают из факта Боговоплощения. Бог становится человеком, и это соединение Божественного и человеческого теперь нерасторжимо никогда.

В современном секулярном сознании образ Христа сильно мифологизирован и искажен. Он превратился в альтруиста, в носителя устаревшей морали, в лучшем случае — стал лишь духовным лидером христиан, и только. Но мы никогда не согласимся с этим вытеснением из нашей современной культуры подлинного евангельского представления о Христе как Богочеловеке», — сказал Патриарх Кирилл в начале своего телеобращения.

Думается, Святейший на «секулярном сознании» как обширном явлении современного мира сделал отдельный акцент. Собственно, идея не нова, родилась она еще в языческие времена античных мыслителей, но именно в ХХІ в. приобрела легитимирующий фактор: глобализационные процессы требуют унификации всех и вся. Это преподносится как идеальная модель для современного мира, в котором тесно переплетаются различные культуры. Но на поверку, именно такая модель начинает давать сбои, ущемляя и ограничивая свободу, ради служения которой вроде бы изначально и создавалась.

Развалу европейского самосознания способствует либеральная революция в области нравов, которая вошла в 2013 г. в радикальную разрушительную фазу.

Закат Европы, о котором столь романтически писал почти 100 лет тому назад Освальд Шпенглер, уже наступил. Минувший год стал в Европе переломным в плане сдачи позиций по поддержанию всех традиционных христианских и светских ценностей. Время однородного национального государства закончилось, поэтому такие понятия, как «народ» и «родина», должны отправиться на свалку истории, сказал недавно президент Европейского совета Ван Ромпей. В этом мире не будет государств, границ, моральных норм и цивилизационных устоев, будет некое общее экономическое пространство, под контролем мирового правительства, по которому будут бродить якобы свободные индивиды без национальности, которыми можно легко манипулировать, поскольку они лишены привязки к своей земле, к истории, к вере, к семье. И не только управлять, но и закабалять экономически кредитами. И хотя подавляющая часть европейцев отказывается участвовать в такой «революции», ее проталкивают с удивительным упорством…

«Христос — это камертон человечности. Если мы утратим этот образец, нам нечем будет противостоять сильнейшим современным вызовам, обращенным, прежде всего, против традиционных и истинных представлений о человеке, — говорил Святейший патриарх, обращаясь к телезрителям. — Всем нам сегодня крайне важно постоянно вглядываться в образ Христа, сверять с Ним свои мысли и поступки. Нам следует вдохновляться примером Его безграничной любви к людям, Его ревности в молитве и служении Небесному Отцу, Его скромности и кротости, Его нетерпимости ко греху и долготерпения ко грешникам, Его мужества в перенесении скорбей и тягот земной жизни, Его искренности и простоты в общении с другими, Его беспредельной жертвенности, которая проявлялась во всем. Бог приходит в этот мир не как могущественный и славный царь, чтобы Ему все служили и угождали, Он смиренно рождается в пещере для скота, чтобы послужить людям и отдать Свою жизнь ради их спасения».

Но и сегодня, согласно данным мировых аналитических агентств и ведущих социологов и религиоведов, около 100 млн. христиан подвергаются гонениям. В Рождественском послании патриарх призвал в эти святочные дни не забывать о нуждающихся. Он напомнил, в частности, о том, на западе Африканского континента за последние несколько дней от взрывов бомб и насилия погибли сотни христиан, около 90 тыс. бежали из своих домов. Каждый год 105 тыс. христиан погибает в религиозных конфликтах. Каждые пять минут за веру в мире гибнет один христианин. Но кто при всем этом объяснит вот такой феномен?

Тем не менее, число христиан в мире с 1910 по 2010 гг. увеличилось с 600 млн до 2,2 млрд, причем в Азии и Латинской Америке оно росло быстрее, чем в Европе. В 1910 г. две трети христиан жили в Европе, а в настоящее время европейские последователи Христа составляют лишь четверть своих единоверцев во всем мире.

Еще одним регионом мира, где доля христиан сократилась, стала колыбель христианства — Ближний Восток и Северная Африка. Число христиан здесь оценивается примерно в 13 млн — это менее 1% от общего их числа в мире и лишь 4% от жителей этого региона. Половину всех христиан составляют католики. Удивительно, но в крупнейшей в мире исламской стране — Индонезии христиане составляют 24 млн человек. Такие данные 07.01.2014 г. опубликовало РИА «Новости» со ссылкой на американский исследовательский центр «Pew Forum on Religion and Public Life».

…Накануне своего визита в Японию в сентябре прошлого года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью японским СМИ в Москве. В ходе беседы Предстоятель РПЦ сказал, что все разговоры о клерикализации российского общества «это миф, который не имеет под собой ни одного факта». По словам Патриарха, Русская Православная Церковь за последние 20 лет была достаточно успешна в своей миссии, поскольку в начале 1990-х «большинство людей вышли из атеизма, процент верующих был невысокий». По словам Предстоятеля, сегодня принимают крещение до 80% населения России, 65% заявляют о своей связи с Церковью, больше 40% посещают храм, по крайней мере, раз или два раза в год. Повысилось количество верующих, которые посещают храм каждую неделю, паства помолодела.

«Речь идет не о клерикализации, а об усилении духовного влияния на жизнь нашего народа и общества. Так ведь это же наша задача. Мы обязаны это выполнять, и мы будем это делать», — говорит Патриарх Кирилл.

И это обстоятельства особенно бесит и Запад, и наших либералов. Еще в августе 1991 г. один из идеологов глобализации, известный русофоб З. Бжезинский заявил, что после развала СССР и крушения моровой коммунистической системы у «демократии» остался один враг – Русская православная церковь. Правда, он «открещивается» от этого высказывания, но дела свидетельствуют об обратном. Именно на РПЦ направлены сейчас атаки глобалистов. Сегодня Церковь — это идеологическая скрепа государства. И вряд ли в России может появиться другая идейная основа кроме Православия, которое исповедуется в нашей стране уже более 1000 лет. Какая же это клерикализация?

Вместе с тем, мы видим, что ни о какой клерикализации даже не вспоминают, например, в Великобритании, где главой Англиканской церкви является королева. Ничего не говорят наши либералы вроде Гельмана, Гозмана и пр. о клерикализации в Израиле, где талмудический иудаизм является государственной религией. Не упоминают они и некоторые страны Юго-Восточной Азии, где буддизм — во главе государства. Законы шариата правят такими странами, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, которые считаются вполне демократичными и добропорядочными в глазах Запада. Так что, судя по всему, термин «клерикализация» используется исключительно против Русского православия и Государства Российского.

Директор московского информационно-политического центра «Сова» Александр Верховский заявил, к примеру, на днях: «Постоянная отсылка к архаике как к некому идеальному состоянию – это то, что настораживает в церковной риторике вообще и в риторике патриарха, в частности. Плюс есть некоторые примитивизирующие суждения». И дальше: «… религиозность в обществе постепенно растет. Она просто имеет не те формы, к которым обычно отсылают, в том числе и сам патриарх, который все время ссылается на какое-то дореволюционное состояние общества. Религиозность сейчас выглядит иначе. Ситуация, когда вдруг масса людей одноразово проявляет свою религиозность, а потом снова этого не видно и не слышно, характерна для современных обществ».

Чушь, конечно, несет этот правозащитник. Но отвечать надо, и непременно, поскольку «несет» он ее на «Радио Свобода», у которого аудитория довольно-таки обширная, как я полагаю. Да и подобных ему «правозащитников» в России наберется немало.

Возьмем, например, оплот либеральной демократии – США. «Стало доброй традицией, что в Сочельник, знаменующий вступление в один из главных православных праздников — Рождество, находящиеся на американский земле православные приходят в Храм Божий, связывающий их духовно с Родиной», — заявил в беседе с представителем ИТАР-ТАСС епископ Иероним (Русская православная церковь за границей). По его словам, только в Нью-Йорке и соседних штатах США проживает более 300 тыс. верующих. Это дети РПЦ и других сестринских православных Церквей.

А теперь обратимся к оплоту католицизма – Италии. В начале ХХI века число православных на территории страны превысило миллион человек.

В разных городах действуют около 40 приходов Русской православной церкви, почти половина из них окормляется Корсунской епархией Московского Патриархата, объединяющей общины во Франции, Италии, Испании и Швейцарии. Италийских приходов уже столь много, что Синод РПЦ принял решение выделить их в отдельную административную единицу. Самые крупные православные приходы активно проявляют себя в Бари, где покоятся мощи Святителя Николая, в Венеции, в Мерано (Южный Тироль) — Никольский приход под опекой Фонда Андрея Первозванного, а также в Неаполе, где проживает наиболее многочисленная православная община.

Праздничные службы состоялись в храмах Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Ее паства насчитывает более 100 тыс. верующих. Русские священники также осуществляют служение на канонической территории этой автокефальной церкви. Так, полны верующими были расположенный в городе Карловы-Вары (Западная Чехия) собор Святых апостолов Петра и Павла, при котором действует подворье Русской православной церкви, а также возведенный трудами МИД РФ более 10 лет тому назад на территории российского посольства в Праге храм Святого Георгия Победоносца. Таких примеров – великое множество.

«И сегодня радость о рождении в мир Христа должна проявиться, в частности, в готовности отметить праздник конкретным добрым делом.

Рядом с нами всегда есть те, кому нужна наша помощь и поддержка — нашим родным и близким, может быть, тем, кто живет в соседнем доме, в подъезде, в квартире, особенно одиноким больным, лежащим в хосписах и госпиталях, унывающим, обремененным скорбями и житейскими невзгодами. Принесите им благую весть о Рождестве Христовом. Пусть ваша светлая улыбка, ваша радость о новорожденном Богомладенце растопит объятые холодом души».

Кстати, известный политолог Матвей Ганапольский, подводя итоги ушедшего года, написал только что («МК», 09.01.2014): «Рыночная экономика в ушедшем году так и не появилась: вместо нее в новый год переползла экономика, управляемая в ручном режиме, плюс одна инновация — чудотворные иконы, которыми освящают наиболее важные гособъекты, — вспомним хотя бы облет на вертолете Сочи с мироточивой Семистрельной иконой Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец». Кто-то может над этим посмеяться. Кто-то, но не я: подобные акции делаются не для того, чтобы умаслить РПЦ и сделать ее более значимой в глазах граждан. Чудотворная икона стала фактором экономики, икона на полном серьезе нужна, потому что в России воруют так, что рассчитывать на чью-то ответственность нельзя, одна надежда — на Господа».

По мнению М. Ганапольского: «Остались в новом году и позорные антигейские законы, античеловечный «закон Димы Яковлева». Да, они остались, и нет средства воздействия на … нашу Госдуму и на президента, чтобы их отменить».

Подчеркнем, что в последний день пребывания в Волгограде Семистрельной иконы Пресвятой Богородицы, 4 января, на железнодорожном вокзале была проведена панихида по погибшим в результате теракта. Обязательным в Рождество для многих волгоградцев стало посещение мест терактов, куда люди продолжают нести живые цветы и игрушки. На железнодорожном вокзале пока еще видны свежие следы прогремевшего 29 декабря взрыва: центральный вход в здание еще закрыт для прохода и забит щитами, некоторые окна затянуты пленкой.

В Рождество Христово, увы, исполнилось девять дней со дня теракта на вокзале в Волгограде.С рождественским посланием к волгоградцам обратился митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Под главной елкой Волгограда на площади Павших Борцов настоятель Казанского кафедрального собора Вячеслав Жебелев отслужил молебен. Люди молились о даровании мира, терпения, прекращения войн и междоусобиц и недопущение терроризма. «Вспомним в наших молитвах и тех, кто пострадал в террористических актах в Волгограде и Пятигорске. Испросим у Господа здравия раненым, поддержки страждущим, упокоения душ усопших, — сказал в телеобращении Святейший Патриарх Кирилл. — Пусть стены отчуждения между людьми будут разрушены в этот замечательный день Христова Рождества, разрушены любовью ко Христу и силой вашей деятельной любви к ближнему».

Министр информации Сирии Омран аз-Зоуби 8 января завил, что за терактами в России стоят те же люди, что действуют на территории Ирака и Сирии. При этом он подчеркнул, что у Москвы, Багдада и Дамаска есть законное право принимать все необходимые меры по защите своей национальной безопасности. Между тем, Организация Объединенных Наций прекращает обновление данных по жертвам сирийского конфликта. Такое заявление сделал представитель управления Верховного комиссара ООН по правам человека Руперт Колвилл, передает «Associated Press».

И еще два интересных сообщения, тоже касающихся прав человека. Министерство образования Сирии намерено ввести во всех средних школах страны изучение русского языка в качестве второго иностранного. Со следующего учебного года сирийским ученикам будет предлагаться брать на выбор или французский или русский, сообщает ИТАР-ТАСС. Раньше все сирийские школьники учили в качестве второго иностранного языка только французский. Как пояснили в министерстве, такой шаг вызван «искренними симпатиями сирийцев к России и интересом к её великой культуре».

А в столице Латвии Риге на Рождество женщина в торговом центре получила кулаком в лицо за то, что говорила на русском языке. Латвийка ударила, страна которой уже почти 10 лет является членом ЕС.

«Впервые в истории Бог сам засвидетельствовал всему миру, каким должен быть настоящий, истинный человек. И не только показал, но и дал всё необходимое для того, чтобы всякий уверовавший в Него смог стать таким же человеком», — сказал в конце обращения Святейший.

И сегодня каждому православному человеку есть над чем задуматься. Нельзя не согласиться и со словами о. Андрея Филипса в статье «Святая Русь и Англия»: «Нашим ответом на эту угрозу глобализации, а она действительно для всех нас опасна, – должна стать глобализация православия. Разнести во все концы и веси нашей земли православную веру, православное вероучение, где бы мы ни встречали тех, кто восприимчив к нам, – вот что подразумевается в этом сопоставлении концепций. В этом ведь и есть Божественное и спасительное призвание русского Православия, то призвание, которое Руси было дано ее Ангелом-Хранителем при ее Святом Крещении. Именно русское Православие сохранило свою свободу и независимость от влияний двадцатого века, Евроатлантического секулярного мира, оставив за собой собственный идеал Соборности, Целостности и Святости».

Добавим, что православные празднуют Рождество Христово почти в 70 странах мира. Вместе с Русской православной церковью этот светлый праздник отмечают Грузинская, Сербская, Иерусалимские поместные церкви, афонские монастыри…