Сочи-2014 и горизонты большой политики

Политолог Александр Рар — о том, что может позволить России в 2014 году закрепить за собой статус глобального игрока.

Новый год начался успешно для России. Во многих ведущих западных СМИ появились позитивные оценки ее внешней политики, особенно заметные на фоне разочарования достижениями немецкой дипломатии, которая, с одной стороны, боролась за помилование экс-олигарха Михаила Ходорковского и обеспечила его радушное принятие в Германии, но, с другой стороны, отказалась предоставить политического убежище «правозащитнику» Эдварду Сноудену. Авторы некоторых публикаций сетовали на то, что немцы не возложили венки перед российским посольством в знак траура и солидарности с жертвами терактов в Волгограде и что президент Германии Йоахим Гаук публично отказался ехать на Олимпиаду в Сочи.

Впрочем, недовольство европейской политикой стали высказывать не только немцы. Ведущая американская газета The New York Times неожиданно обрушилась на Евросоюз по поводу Украины — мол, незачем было вбивать клин между Киевом и Москвой! Более того, многие западные эксперты теперь начинают признавать, что и российская оценка так называемой арабской весны оказалась более состоятельной и реалистичной, чем романтические представления Запада о победе либеральной демократии на Ближнем Востоке.

Наряду с продолжающейся критикой России в отношении ущемления прав сексуальных меньшинств и зажима правозащитников в определенных западных интеллектуальных кругах стали высказываться положительные оценки того, что в России «защищаются» традиция и культура «старой Европы». К происходящей сегодня в России консервативной революции на Западе вообще стали присматриваться внимательнее.

В 2014 году мир будет отмечать 25-летие падения Берлинской стены. На Западе этот юбилей, разумеется, пройдет как праздник свободы. Но важно, чтобы разрушение этой стены воспринималось не в качестве признака поражения коммунистической России, а в качестве символического начала новой, мирной системы безопасности в Европе на пользу всем входящим в нее странам.

Если Олимпиада в Сочи — не только с технической, но и с культурно-политической стороны — пройдет успешно, это будет способствовать закреплению за Россией более положительного имиджа. Негативные ассоциации будут подавлены позитивными. Олимпиада поэтому предоставляет России уникальный шанс проявить себя открытой, современной, респектабельной страной. И стоит отметить, что вскоре после завершения Олимпиады в Сочи состоится саммит «большой восьмерки», куда съедутся лидеры США, Германии, Франции и других ведущих стран. И тогда Сочи вторично окажется в центре мировой политики.

Если не произойдут какие-то совсем непредвиденные события, то главной повесткой дня на саммите G-8 в Сочи станет урегулирование ситуации внутри и вокруг Афганистана после вывода войск НАТО в 2014 году. Борьба с наркотрафиком, исламским терроризмом и социальной бедностью в этом регионе станут темами, которые смогут сплотить международное сообщество. Наконец вновь возникнет общая мировая повестка дня, которая будет способствовать большему прагматизму и меньшей конфликтности в отношениях Россия — Запад.

Большой амнистией в конце прошлого года Владимир Путин помог сдвинуть на задний план те раздражители, которые мешали плодотворному сближению России и Запада. Но нужны новые шаги для укрепления взаимного доверия: в частности, думаю, стоит договориться о проведении в ближайшее время трехсторонних переговоров между Евросоюзом, Россией и Украиной по обновлению партнерских отношений. На Западе приходят к пониманию, что ошибочно было ставить Украину перед однозначным выбором — либо ассоциация с Евросоюзом, либо движение в Таможенный союз. Такие трехсторонние переговоры дадут и России новую возможность заявить о своем интересе к сближению с Европой, если не на базе общих ценностей, то хотя бы на основе общих интересов.

Россия в Сочи — и как хозяйка зимней Олимпиады, и как председатель «большой восьмерки» — вновь покажет себя в роли глобального игрока. Еще несколько лет тому назад российское правительство было полностью поглощено разрешением внутренних проблем страны, угрожавших ей в том числе территориальным распадом. На сегодняшний день Россия вернулась на сцену мировой политики — она сыграла ключевую роль в решении конфликтов на Ближнем Востоке (Сирия, Иран), в создании новых международных форматов, таких как БРИКС, ШОС и Евразийский союз, а также в наращивании гигантской инфраструктуры для энергоснабжения Европы и Азии. Это, конечно, не означает, что России стоит забыть о задачах экономической модернизации и отходе от чрезмерной зависимости от экспорта нефти и газа. Однако новый мировой статус, обретенный Россией, нельзя не замечать, и будущий год либо укрепит этот статус, либо его ослабит.

Александр Рар, научный директор Германо-Российского Форума