Эту страну погубят пиарщики

«Египетский сценарий» в России невозможен. Такое мнение выразили сегодня на пресс-конференции аналитики от левого края российской политики. Борис Кагарлицкий и Алексей Сахнин объяснили, почему они считают ближневосточные страны более европейскими и демократическими чем Россия, высказались о вероятности объединения арабского мира и новой мировой войны, а также о неизбежности краха «диктатуры пиарщиков» в нашей стране.

НИ ДЕМОКРАТИЯ, НИ ИСЛАМ, А СОЦИАЛКА

Народные волнения на ближнем востоке выявили «очевидную неадекватность значительной части экспертного сообщества» в России, считает директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий. Высказались по этому поводу почти все, но почти никто не удосужился действительно проанализировать, что происходило на самом деле. Эксперты, в зависимости от своей политической ориентации, формулировали заранее готовую позицию, подгоняя события под те или иные матрицы.

Шаблонов для комментариев было несколько – «исламский экстремизм», «заговор американского империализма», «народ в Египте захотел демократии, следовательно, то же самое произойдет и у нас». Все они не имеют отношения к реальности.

«На самом деле происходит совершенно иное, – уверен Кагарлицкий. – Ближний Восток и мир вообще кардинально меняется и наработанные шаблоны не помогают, а мешают понять, что происходит».

«Главный резон и главная составляющая происходящего на арабском востоке – очень светские, очень европейские социальные требования», – утверждает активист Левого Фронта Алексей Сахнин.

Он был в Каире непосредственно перед «днем гнева» и потом общался с активистами и организаторами восстания в Фейсбуке. По его свидетельству, люди на улице там говорят не о демократии, а требуют «хлеба», их волнуют тарифные сетки, оклады и прочие социально-экономические условия жизни. Также не произносилось никаких слов о религии, а пресловутые «братья мусульмане» проявили себя как совсем не радикальная, рыхлая, не имеющая четких целей, стремящаяся идти на переговоры и уступки организация.

АРАБЫ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ – БЫТЬ ВОЙНЕ

Гораздо более весомый фактор по его мнению – арабский национализм. Но он противоречит исламизму, потому что исламские режимы мешают арабскому единству.

«Одним из основных меседжей арабской революции является доведение до победы лозунга арабского единства. Это лозунг светский, европейский, модернизационный», – уверен Сахнин.

Достаточно падения на Ближнем Востоке еще нескольких режимов, чтобы началось объединение арабского мира, уверен он. Но этот процесс вызовет сопротивление со стороны Запада и может перерасти в новую мировую войну. Впрочем, как считает активист Левого Фронта, мировая война случится и без объединения «Арабистана».

«Кризис капитализма неизбежно приведет к войне. Прогноз печальный, но это один из путей истории», – говорит он.

По мнению Бориса Кагарлицкого, сплачиваться арабский мир заставляет мировой финансовый кризис. Страны Ближнего Востока все меньше хотят быть придатком западной экономики, все больше переориентируются на внутренний рынок. Они, конечно, не выходят из мирового разделения труда, но, в какой-то степени, поворачиваются к нему спиной.

«Эти изменения могут быть глобальными, титаническими, – прогнозирует Борис Кагарлицкий. – Это может быть началом новой мировой системы. Но это вопрос нескольких лет. Прежде чем ситуация там стабилизируется, она будет еще бурлить и бурлить».

«НИЗЫ» В ЕГИПТЕ КРУЧЕ, ЧЕМ В РОССИИ

Арабские революции, по его мнению, являются продолжением мирового финансового кризиса, который в свою очередь является частью системного кризиса неолиберализма, уверен Борис Кагарлицкий. Но перенести «египетский сценарий» на российскую почву, по его мнению, невозможно – мы во многом отстаем. Там двигателем революций была молодежь, в России стареющее общество. Там экономика развивалась, у нас переживала длительный упадок. Но пи всей разности условий, есть одно обстоятельство – противоречие между экономикой и обществом.

«Также как в арабских странах, общество у нас более образованное, развитое, чем отсталая экономика нефтяной трубы. Правда там это противоречие возникло потому, что у них общество быстрее развивалось, а у нас потому, что экономика разрушается, но тем не менее в этом сходство есть», – утверждает Кагарлицкий.

Поэтому, как уверяет политолог, революционные преобразования в России все-таки произойдут, но по другим причинам, по другому сценарию и с долей российского своеобразия.

Алексей Сахнин также считает арабские революции очередной стадией мирового кризиса. При этом следует отметить, что все предыдущие кризисы заканчивались системными изменениями, а нынешний нет.

«Элиты сделали все, чтобы не поменялось ничего, – говорит активист Левого Фронта. – Огромные деньги потратили на то, чтобы воссоздать ту же систему. Мир не был изменен. Ни иерархия стран, ни внутренний порядок в странах. Верхи уже не могут эту систему поменять. То есть 50% той формулы революционной ситуации о которой говорили классики уже есть. Но низы еще очень хотят жить по старому, цепляются за навязанные им потребительские ориентиры и стандарты жизни».

Впрочем, как считает Сахнин, низы уже начинают разочаровываться, и революционные потрясения в России неизбежны.

«Они не станут экспортом арабских революций, но будут продолжением той же логики», – резюмировал он.

ОТ СУРКОВА ДО МУБАРАКА ОДИН ШАГ

Власти Египта совершили большую ошибку, попавшись в свой же капкан.

«Мубарак поверил, что революция творится в Твиттере и Фейсбуке, – говорит Борис Кагарлицкий. – И они начали бороться не с революцией, а с Твиттером. Произошло самоотравление пропаганды, политтехнологов. Это потому, что на протяжении 15-20 лет ничего кроме политтехнологий не было. Власти привыкли играть в полититехнологические шахматы – делается некий пиар ход, на него ответный пиар ход».

Но мир меняется и манипулятивные технологии уже не работают, не дают результата.

В России ситуация в этом смысле, еще хуже чем в арабских странах. У нас, по утверждению Кагарлицкого, «жесточайшая диктатура, тирания пиарщиков». При этом, отечественные политтехнологи настолько засиделись на тронах, зажрались и уверились в непоколебимости своей власти, что разучились действовать каким-то другим способом, кроме одного.

«Они действуют элементарно – если некоторое количество пиар усилий не дает результата – значит нужно удвоить усилия, увеличить пиар-бюджеты. Например, если в стране не хватает дорог – нужно увеличить количество клипов и сюжетов о строительстве дорог. А деньги изъять из финансирования строительства дорог. При этом, соответсвенно, дорог строится меньше. Если же люди, почему-то не верят, что ситуация со строительством дорог у нас налаживается – нужно еще больше увеличить финансирование производства сюжетов о строительстве дорог. Соответственно, на само строительство денег пойдет еще меньше. И так далее».

По прогнозу Кагарлицкого, революционные преобразования в России, в отличие от того же Египта, начнутся до того как народ доконают экономические проблемы – первым толчком станет кризис элит.