Дагестан в руинах истории

Памятники архитектуры в Дербенте и Махачкале сносят ради продажи земельных участков

Что ценнее — историческая память или сотка земли в центре города? Для предприимчивых дагестанских бизнесменов выбор очевиден. Памятники архитектуры им ни к чему, а вот земля под ними сулит моментальную сверхприбыль.

В Дербенте — одном из самых древних городов мира и самом древнем городе России — на месте старинных зданий растут, как грибы, новенькие офисные центры. Пять тысяч лет истории для дельцов ничего не значат, а возмущенные горожане повлиять на ситуацию не могут.

КАВПОЛИТ писал об этом неоднократно, но разрушение памятников продолжается.

Сровняли с землей

Дербент – старейший культурный центр Дагестана, горнило его духовной и материальной культуры, искусства, ремесел, письменности. За свою историю город пережил многое. В 1239 году его захватило войско Чингисхана, обрубив все связи с другими торговыми узлами Закавказья. Но Дербент выстоял, не был разрушен.

А сегодня его рушат сами жители. Бизнесменам не хватает земли в центре города, и ради наживы они готовы сносить уникальные произведения архитектурного искусства. Их жертвой уже пал средневековый дом карчагского хана, стоявший в исторической части города и находившийся под охраной ЮНЕСКО. Несмотря на все протесты, в 2011 году он был уничтожен. А в конце 2012 года его участь разделил собор, стоявший в центре Дербента. Сейчас город усиленно готовится к празднованию исторической даты — 2000 лет со дня основания.

Краевед Гусейнбала Гусейнов бесконечно влюблен в родной город. Свои чувства и накопленные знания он вложил в создание энциклопедии «Дербент», которая получилась настолько интересной и авторитетной, что получила признание в научных кругах. Разрушение каждого очередного памятника для Гусейнова — как смерть любимого ребенка.

«Я писал сотни писем и президенту и премьеру. Они их не читают, возвращают в город, начальство которого и дает разрешение на снос», – говорит краевед. Он уже устал бороться, но все таки взывает к людям – через множество публикаций в газетах. Надеется, что хоть у кого-то совесть проснется.

Беззащитная история

В настоящее время в России насчитывается около 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Их список составлен больше четверти века назад и с тех пор не обновлялся. За это время эксперты выявили немало памятников архитектуры, представляющих историко-культурную ценность, но официального статуса не имеющих. Более того, многие из этих объектов на момент признания исторически значимыми уже находились в чьей-то собственности.

Закон накладывает на владельцев такой недвижимости целый ряд ограничений по эксплуатации и ремонту, но на практике в свидетельстве о праве владения зачастую вообще не указана историческая ценность здания. Поэтому хозяева творят, что хотят.

Казалось бы, есть конкретный компетентный орган, обязанный не допускать такого беспредела, – специальные отделы при региональных министерствах культуры. Но система не работает.

Магомед Ахмедов, директор дагестанского Центра по охране памятников культуры и архитектуры, объясняет: для наказания нарушителей нужны полномочия, а закон их не дает. «Что теперь, бумажками будем памятники прикрывать? Должен же человек понимать что он творит? Да, дорого содержать подобные здания, но это же твоя история, твоя культура!» – говорит он.

Столица «веселится»

Самая старая, самая первая улица Махачкалы. В конце позапрошлого века она носила имя Барятинского, сейчас — Буйнакского… Жизнь тут всегда била ключом. Во времена Порт-Петровска (старое название дагестанской столицы) именно сюда сходились завсегдатаи питейных заведений, салонов и клубов, чтобы повеселиться. С тех пор мало что изменилось: улица по-прежнему остается центром культурно-развлекательной жизни города.

Но от многочисленных старинных зданий практически ничего не осталось — разве что кинотеатр. Как-никак, это самый центр Махачкалы, слишком много желающих иметь тут офис.

Неподалеку стоит уникальный памятник — Дагестанская государственная филармония, построенная еще в 1904-1905 годах. Когда-то здесь располагалось Дворянское собрание. Пока строение остается в своем первозданном виде — в прямом смысле этого слова: его очень давно не реставрировали, хотя оно отчаянно в этом нуждается. По словам одного из работников филармонии, это неслучайно.

«У нас когда оркестр репетирует, на головы штукатурка сыплется. А между тем, залы уникальнейшие – тут само помещение выстроено таким образом, что акустически звук со сцены как бы рассеивается по залу. И в итоге, вне зависимости от того, где сидит зритель, в партере или на балконе, он слышит все, даже шепот», – рассказал наш собеседник.

Говорить открыто он боится: в деле замешаны высокопоставленные чиновники. «Это слишком сладкий кусочек — выход к морю, спуск к вокзалу, проходимость отличная, рядом парк и театр. Если здесь будет торговый центр, бутик или ресторан, выручку можно делать буквально на пустом месте», – уверен наш анонимный источник.

Говорят, отношение к памятникам культуры показывает, насколько культурен сам человек. Приходится признать, что в Дагестане сейчас на первом месте другие ценности. А при таком отношении защитить наследие от сноса не получится.