Политиков обяжут отчитываться о психическом здоровье

В Госдуме разрабатывают законопроект, обязывающий участвующих в выборах политиков уведомлять избирателей о своих психических расстройствах.

В Государственной думе намерены не допустить в органы власти и местного самоуправления людей, имеющих проблемы с психикой. В нижней палате парламента разрабатывается законопроект, согласно которому все кандидаты, принимающие участие в выборах, должны в обязательном порядке указывать в документах свои проблемы с психическим здоровьем либо факт того, что кандидат стоял или был снят с учета психиатрического диспансера, — по аналогии со сведениями о судимости. Автором изменений в законодательство выступил председатель партии «Родина», член комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев.

— В ходе предвыборной борьбы я сталкиваюсь с такими кандидатами, которые вызывают удивление. Им приходится объяснять простые вещи. Например, что такое безопасность, что такое социальная солидарность и ответственность, что такое здоровый консерватизм. Иногда граждане говорят, что тот или иной депутат сумасшедший. Может быть, это и образное выражение, но тем не менее не исключено, что это действительно так, — говорит он. — Думаю, что избиратель должен знать, какие психические проблемы есть у того, за кого он голосует. Кандидаты должны предоставлять в избирательную комиссию документы о подобных своих болезнях, если это будет ими скрыто, то это повод для снятия с выборов.

Алексей Журавлев рассказал, что в ближайшее время проведет совещание с экспертами в этой области и коллегами, после чего документ будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента. Поводом для создания такого документа стала появившаяся информация о том, что некоторые представители оппозиции скрывают информацию о своих психических расстройствах.

В частности, глава партии «Яблоко» Сергей Митрохин, который был кандидатом в Мосгордуму, не служил в армии из-за того, что, как записано в его военном билете, был признан негодным к военной службе в мирное время по заболеванию, обозначенному в «Положении о медицинском освидетельствовании в Вооруженных силах СССР» как «группа I ст. 3а».

За этим обозначением в положении, в разделе «Психические и нервные болезни», кроется психическое расстройство циклофрения, циклотимия в резко выраженной форме (психическое аффективное расстройство, при котором пациент испытывает колебания настроения между неотчетливой (близкой к дистимической) депрессией и гипертимией). Иными словами, во время такой болезни у людей происходят колебания нервно-психического тонуса в виде периодов нерезкого возбуждения или слабо выраженной подавленности. В 1985 году, когда Сергей Митрохин проходил медицинское освидетельствование, с данными болезнями согласно положению о военно-медицинском освидетельствовании в СССР в армию не призывали. При этом данный факт не помешал Сергею Митрохину сделать блестящую политическую карьеру. Председатель партии «Яблоко», он был депутатом Госдумы I, II и III созывов, депутатом Мосгордумы IV созыва. Кроме того, он был кандидатом в депутаты Госдумы IV, V и VI созывов (2003–2011), Московской городской думы V созыва (2009), в мэры Москвы (2013).

Первый зампред комитета ГД по обороне Сергей Жигарев поддержал предложение коллеги.

— Я целиком и полностью за инициативу Алексея Журавлева. Потому что иногда, глядя на своих коллег прошлых созывов, еще когда я не был депутатом этого созыва, задумываешься об их психическом состоянии. И вообще люди должны выбирать психически здоровых людей, а больные должны проходить лечение, а не принимать законы, — подчеркнул Сергей Жигарев.

Депутат Госдумы, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев также заявил о необходимости применения подобной нормы.

— Если у кандидата есть некие проблемы с психическим здоровьем, желательно, чтобы избиратели об этом знали. Да и самого кандидата представление такой информации в определенной степени будет дисциплинировать, — считает депутат.

В рядах экспертов мнения разделились.

— Это разумное предложение, поскольку у людей на должностных постах тоже много психических отклонений, и это влияет на политику. А заставить их пройти лечение можно будет только общим правилом. К тому же это благоприятно скажется и на обществе — когда рядовой гражданин будет знать, что и министры, и депутаты проходят обследования, то они сами не будут стесняться посещать профильных врачей, — уверен глава Института политических исследований Сергей Марков.

— Мне этот законопроект представляется избыточным — нельзя ставить на одну доску сведения о судимости и о психическом здоровье кандидата, — считает член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Алексей Зудин. — Это информация интимного характера, которая должна оставаться таковой, несмотря на то что кандидат — это публичное лицо. Будучи публичным человеком, он не должен терять право на неприкосновенность частной жизни, которая гарантируется российской Конституцией. Далеко не все сведения, характеризующие кандидата, должны оглашаться. Думаю, автор законопроекта недооценивает способность российских избирателей отличать вменяемых кандидатов от невменяемых. Гораздо большую опасность для граждан и государства представляют не психически неуравновешенные люди, а те, программы и действия которых можно считать политически невменяемыми.