В Снежном, где месяц назад погиб Стенин, работают следователи

На месте гибели фотокорреспондента агентства «Россия сегодня» Андрея Стенина криминалисты тщательно изучали место происшествия и все улики. Там всё ещё стоят обгоревшие машины и, глядя на них, становится понятно, какой ужас пришлось пережить людям, попавшим под обстрел.

Выгоревшие поля, подбитая военная техника — так выглядят окрестности города Снежное. С середины июля и до середины августа здесь шли интенсивные бои. К украинским частям, попавшим в так называемый «Изваринский котел» пытались пробиться основные силы, чтобы их деблокировать. Если бы это произошло, гуманитарный коридор от Снежного до госграницы мог быть разрезан. Как раз сюда 5 августа ехал на съемки фотокор Андрей Стенин.

Пытаясь блокировать город Снежное, украинские войска вышли на эту трассу. Об этом говоряточевидцы, но главное — расстрелянные гражданские автомобили. Их восемь на небольшом отрезке метров в пятнадцать.

Это участок между селами Рассыпное и Дмитровка. В Дмитровке оборону держали ополченцы. И Андрей Стенин вместе с журналистами информационного корпуса вооруженных сил Донецкой народной республики мог ехать к ним. Точно маршрут передвижения не знает никто. Известно, что дней десять гарнизон ополченцев в Дмитровке был окружен. Связи с ним не было.

Машина стоит метрах в двадцати от дороги. Видны следы, где она съехала или была вынуждена съехать, например, заметив, что на трассе украинские войска. Неподалеку еще одна, такая же, расстрелянная с фрагментами скелета внутри. Здесь же — стреляные гильзы, пара пустых шприцев с обезболивающим, остатки сухого пайка, каким снабжают украинскую армию. Но как связаны эти предметы с автомобилями, вопрос к следствию. Точно так же, как и мужская рубашка, обнаруженная в кювете.

По одной из версий, машину могли сначала расстрелять, людей убить, и чтобы замести следы, бросили гранаты, чтобы машина выгорела дотла.

Возможность осмотреть найденный автомобиль криминалисты и следователи получили недавно. Да и то, под гарантии наблюдателей ОБСЕ, что туда, где проводят следственные действия, украинские военные стрелять не будут.

«Процессуальные действия на данном участке местности нельзя было провести в связи с тем, что происходили боевые действия», — пояснил начальник следствия Городского управления внутренних дел Донецка Дмитрий Тореев.

На телефон Андрея пытались дозвониться коллеги. Он был выключен. Спустя несколько дней он заработал. На звонки из Москвы ответили дважды, что телефон в Славянске, который уже длительное время под контролем украинских войск. Попал туда через десятые руки. Кому раньше принадлежал, не знают, и про журналиста им ничего не известно.

«Были изъяты фрагменты костей, фрагменты гранаты, фрагменты части тела, а также рубашка, которая была обнаружена», — рассказал Дмитрий Тореев.

С Андреем Стениным мы несколько раз работали в Сирии, были вместе на съемках и в Донецке. И он нигде не пытался скрывать, что он журналист.

О том, что они убили именно фотокорреспондента, украинские силовики не знать не могли. Редакционные документы, аккредитация, профессиональная фотоаппаратура: все свидетельствовало об этом. Тем не менее, когда Андрей пропал, из Киева поступали противоречивые сведения о его местонахождении. Сначала сообщали, что удерживают в СБУ, потом многозначительно молчали. Это уже четвертый российский журналист, убитый на востоке Украины. И каждый раз Киев отрицает свою вину, хотя свидетельства говорят об обратном.

Корреспондент Игорь Корнелюк, видео-инженер Антон Волошин, оператор Анатолий Клян… Теперь — и Андрей Стенин. Украина буквально за несколько месяцев стала одним из самым опасных для журналистов мест на Земле.

Коллеги, знавшие Андрея Стенина, рассказывали: он работал по обе стороны фронта, показывая войну такой, какая она есть. Его фотографии — это хроника того, что действительно происходит сегодня в Донбассе. И каждый раз он отправлялся на работу, рискуя жизнью, чтобы рассказывать правду всем, кто действительно хотел её знать. Первый канал выражает соболезнование родным и близким Андрея Стенина