Россию ждет радиоактивный май

На состоявшемся 29 марта в Москве круглом столе экологи обсуждали время и место прихода в Россию радиации из Японии.

«На днях университет Кельна выложил в открытый доступ свои расчеты, – рассказал сопредседатель международной экологической группы «Экозащита» Владимир Сливак. – Согласно прогнозу немцев, Москву заденет точно».

Радиоактивные частицы уже обнаружены в атмосфере США, Китая, Кореи, Исландии и других стран. «Да, их мало, но рано или поздно они окажутся внизу», – предупреждает Сливак.

Апрель Россия и Европа переживут спокойно. А вот дальше возможны неприятные сюрпризы. «В мае происходит сезонная смена розы ветров, – рассказал член совета Центра экологической политики России, соруководитель Программы по радиационной и ядерной безопасности Валерий Меньщиков. – НПО «Тайфун» на днях обнародовал схему, как в мае будет распространяться радиация, – получилась своеобразная запятая: ветер принесет радиацию во Владивосток и затем станет закругляться обратно».

Впрочем, Россия готова встретить это бедствие во всеоружии, выставив против радиации авиацию. «После Чернобыля меньше всех пострадали три области – Московская, Тверская Нижегородская. Эти области руководство СССР считало стратегически важными и охраняло их границы при помощи самолетов – как только к Москве начинала приближаться какая-нибудь вредоносная тучка, самолеты тут же перехватывали ее на подходе и сбрасывали на нее азотно-кислое серебро,» – напомнил Меньщиков.

Однако до Центральной России «вредоносным тучкам» добираться еще долго. В мае авиация начнет спасать Камчатку и Владивосток. «Все зависит от того, как будут развиваться события. Пока «Фукусиме» далеко до Чернобыля – в Чернобыле после взрыва частицы радиоактивного графита поднялись на высоту 9 км и три раза облетели с воздушными массами вокруг земли. В Японии высота облака сейчас всего 800 метров, но никто ничего точно не знает. Японцы скрытные, они даже от МАГАТЭ все скрывают», – отметил Меньщиков.

Не рассказывать об истинном положении дел в случае аварии – обычная практика. В США после аварии на «Три-Майл-Айленд» в 1979 г. тоже заявляли, что все под контролем и никакой опасности нет.

Что для россиян сегодня уже точно не опасно, так это йод. У него короткий период полураспада – всего 8 дней, а за 80 дней радиоактивный йод распадается полностью. Самый опасный элемент в данном случае – плутоний, у которого период полураспада составляет 24 тыс. лет. Но и здесь нам ничего не угрожает: плутоний не разносится ветром и оседает в радиусе 30 километров.

Самое неприятное, что может прилететь в Россию, – это цезий, период полураспада которого составляет 30 лет. «Но и он в конечном итоге выведется из организма. Все выводится, кроме плутония. Главное – сразу не помереть», – оптимистично заметил Валерий Меньщиков.

Малые дозы радиации опасны своими отдаленными последствиями. Российские ученые выяснили, что подопытные мыши, получавшие малые дозы радиации, заканчивали свой род к шестому поколению: от поколения к поколению их хромосомный набор мутировал, что в итоге привело к полному бесплодию.