Зачем ребенку детский сад?

Педагог Алина Радченко — о том, почему для детей необходимо создавать индивидуальную познавательную среду.

Мой знакомый поделился радостью: ему удалось пристроить трехлетнего сына в детский сад. Теперь ребенок будет в коллективе, получит навыки социализации, подготовится к школе… И жена довольна — ей давно уже не терпится выйти на работу.

Радость семейства показалась мне преждевременной. Пришлось проявить деликатность в обсуждении темы: с одной стороны, нехорошо смущать людей, которые сделали свой выбор; с другой — есть вещи, которыми не следует пренебрегать.

Качество социализации в детском саду — под вопросом. Естественная социализация предполагает общение с людьми разного возраста, в то время как моновозрастной коллектив — по определению вещь искусственная. Кроме того, воспитательная программа ориентирована на среднестатистического ребенка, поэтому дети с выдающимися способностями оказываются в изоляции.

Ну и самое главное: режим. Замкнутое пространство, регламентированный распорядок, правила и ограничения — ничего не напоминает? Система детских садов имеет немало общего с пенитенциарной системой. И речь идет не только о режиме дня. Нарушается самое базовое право человека — право на личное пространство. Ребенок должен быть постоянно на виду у воспитателя. Так задумано еще с советских времен: и спальня, и игровая комната хорошо просматриваются, чтобы дети не исчезали из виду. Мера, очевидно необходимая с точки зрения безопасности, когда речь идет о работе с большим детским коллективом, но насколько это полезно для каждого ребенка в индивидуальном плане?

Следующая проблема — отсутствие погружения в познавательную среду. В детском саду ребенка скорее натаскивают на определенные навыки. А ведь самое главное в этом возрасте — не научить чему-то конкретному, а научить учиться. Иначе говоря, показать источники, раскрыть методы познания. На мой взгляд, эта задача не ограничивается занятиями по расписанию. Обучение ребенка — процесс перманентный. Чистим зубы — рассказываем о физиологии, идем на прививку — рассуждаем о медицине, летим в самолете — изучаем географию. Разумеется, обычный детский сад таких методов не предусматривает, ведь там нет индивидуального подхода к ребенку.

Многие исследования показывают, что интеллект наследуется генетически. Вместе с тем нельзя отрицать и влияние среды. Например, если в семье проживает бабушка, то это положительно сказывается на развитии ребенка. И неудивительно, ведь у бабушки всегда найдется время на разговор с внуком или внучкой, а ее богатый жизненный опыт откроет перед детьми новые перспективы.

В детском саду тоже пытаются создавать образовательную среду. Например, через вовлечение детей в какую-нибудь проектную деятельность. Вопрос, насколько эта деятельность интересует самих детей… Кроме того, любой проект более эффективен в условиях, приближенных к реальным, а не в искусственной среде. В реальных условиях мы работаем с самыми разными людьми — с теми, кто старше и младше нас; с теми, кто разделяет или не разделяет наши взгляды; с теми, кто относится к самым разнообразным культурным и национальным традициям. В детском саду дети варятся в собственном соку: среди сверстников, в тех рамках, которые задает воспитатель.

Я как руководитель общественной программы «Детство», не раз принимала участие в обсуждениях: каким должен быть детский сад будущего? И каждый раз возникала системная проблема. Люди планировали интерьер: здесь будет кабинет заведующей, здесь кладовая, здесь комната завхоза… Ну и какое-нибудь самое большое помещение, пусть даже вовсе неуютное, отводили под игровую. И каждый раз мне приходилось ставить вопрос ребром: а для кого вы делаете детский сад? Разве не для детей? Так почему бы не спросить у них самих, каким они видят свое пространство для игр и обучения? Я предлагаю эксперимент: давайте пригласим детей в пустое здание, пусть они сами предложат виртуальный проект обустройства. Поверьте, результат будет весьма неожиданным. Ведь дети — замечательные дизайнеры. Хрестоматийный пример: ребенок может найти 5 тыс. способов применения канцелярской скрепки. Взрослый — не более 50.

Развитие ребенка — одна из главных загадок природы. В возрасте девяти месяцев у малыша в голове больше нейронных связей, чем у величайших гениев во взрослом возрасте. Затем начинается редукция. Механизмом отбора служит опыт: если нет информации, то функция отмирает. К примеру, если котенка поместить в цилиндр с вертикальными полосками, то у него перестают работать нейроны, ответственные за восприятие горизонтальных полос. Точно так же это работает и у человека. Отдавая ребенка в детский сад с ограниченными средствами познания, мы как будто помещаем его в такой цилиндр, где есть только вертикальные полоски.

Таким образом, самое страшное — это упущенные возможности. К примеру, иностранные языки. Лучше прививать эти знания как можно раньше, ведь с возрастом человек утрачивает способность к освоению языка на уровне родного. Если бы в детском саду работали воспитатели — носители иностранных языков, обучение происходило бы естественным образом. Но в среднестатистическом саду такой роскоши не предполагается.

Нельзя забывать и о научно-техническом прогрессе. Дети обожают гаджеты, они открыты для новых технологий. Студенты-волонтеры могли бы помочь им в освоении новой реальности. Но вместо этого в детском саду зачастую работают полуграмотные мигранты.

Конечно, есть и позитивные примеры. Как-то раз я увидела, что молодые люди везут на экскурсию группу детей. Я предположила, что они направляются в музей, но всё оказалось гораздо интересней: целью поездки была водоподготовительная станция. Студенты объяснили мне: дети хотят знать, откуда берется вода в кране, и эта экскурсия поможет им расширить границы восприятия мира.

Но чаще бывает по-другому. Маленькая Катя, дочь моих знакомых, возвращается из сада уставшей, как будто после тяжелого рабочего дня. Вечером заходит в спальню родителей и начинает изображать свою воспитательницу: «Это что за разговоры в кровати! Лежать тихо! Молчать, я сказала!»

Так что мой совет родителям, которые выбирают детский сад для ребенка: создавайте свой собственный, персональный детский сад. Планируйте учебную программу, работайте над всесторонним развитием, создавайте благоприятную познавательную среду.

Никто не воспитает вашего ребенка за вас.

Автор — руководитель общественной программы «Детство»