Охота на Саакашвили

Несмотря на угрозы со стороны нынешней власти, по мнению большинства грузинских политических экспертов и журналистов, арест пока не грозит Михаилу Саакашвили, даже если его имя включат в «красный циркуляр» Интерпола.

Прокуратора Грузии начала процедуру объявления Михаила Саакашвили в международный розыск, сообщила заместитель руководителя департамента по связям с общественностью Главной прокуратуры страны Натия Сухиашвили. Заявление представителя прокуратуры прозвучало после того, как по телеканалу «Рустави2» был показан пространный сюжет встречи Саакашвили со своими однопартийцами у грузино-турецкой границы, но с турецкой стороны.

Кстати, после этого бывший президент пообщался и с обычными гражданами Грузии, которые переходят границу каждый день. Многие из них приветствовали «Мишу» аплодисментами, что в какой-то степени объяснимо, если учесть огромные очереди, которые образовались на турецко-грузинской границе за последние недели. Между тем, свободное пересечение грузино-турецкой границы было одним из достижений правления Саакашвили, которым он постоянно хвастался.

Так что чиновница прокуратуры была вынуждена объяснять (особенно сторонникам правящей коалиции) причину того, почему не арестовали бывшего президента. По ее словам, до сегодняшнего дня Саакашвили был объявлен лишь во внутригосударственный розыск, а теперь в параллельном режиме начнется процедура объявления его в международный розыск и включения в т.н. «красный циркуляр» Интерпола.

При этом, надо понимать, что включение в «красный циркуляр» не происходит автоматически. «Это не такое простое дело, нужны веские доказательства вины», пояснил член парламента от правящей коалиции и партии Свободных демократов (Ираклия Аласания) Виктор Долидзе.

Арестуют или не арестуют?

Этот вопрос сейчас обсуждается в СМИ Грузии экспертами и политиками: позволит ли Запад арестовать бывшего своего любимца (отнюдь не «сукина сына», а респектабельного молодого политика новой волны для западных лидеров) и посадить его в грузинскую тюрьму, возможно, построенную по его же инициативе?

Как известно, Саакашвили очень увлекался постройкой новых тюрем, доведя численность заключенных до 25-30 тыс. человек. Справедливости ради отметим, что не только «политзаключенные» сидели в этих тюрьмах, но и представители мелкого уличного криминала, что реально улучшило ситуацию с безопасностью в Грузии.

Большинство комментаторов склоняются к мнению, что Михаилу Саакашвили арест пока не грозит (если, конечно, он сам не приедет в Грузию, но это видится маловероятным). Политический активист Ираклий Батиашвили говорит, что в тех условиях, когда власть не смогла осуществить экстрадицию Кезерашвили (бывший министр обороны Грузии) и старшего из братьев Ахалая (один из бывших руководителей МВД), очень трудно поверить, что она сможет добиться экстрадиции Саакашвили.

С ним согласен политический эксперт Гамлет Чипашвили. По его словам, пока международного розыска в отношении экс-президента нет, но даже если он будет, это мало что значит. Американские послы и западные правительства прекрасно знали, чем занимался Саакашвили, но молчали, так как тогда деятельность «Миши» их устраивала, утверждает Чипашвили.

Такое же мнение высказал еще один политический эксперт Кахи Кахишвили, который подчеркивает, что на Западе прекрасно знали, как и на что тратил деньги Саакашвили в зарубежных поездках. «Посмотрите, основные растраты произведены именно в странах Европы и США», – говорит он.

Эксперт считает, что на Западе с сомнением смотрят на уголовное преследование бывших высокопоставленных представителей правительства Саакашвили и особенно его самого, так как видят в этом политическую подоплеку.

Другого мнения придерживается обозреватель газеты «Грузия и мир» Дмитрий Мониава. Он видит правильную стратегию в действиях прокуратуры, которая на данном этапе акцентирует внимание на финансовых растратах бывшего президента. По словам Мониавы, на Западе всегда болезненно реагируют на финансовые нарушения, и большинство тамошних чиновников и политиков подвергались наказаниям именно из-за таких «мелких» нарушений.

В то же время, в Грузии менталитет общества совсем другой и многие граждане страны, даже искренне ненавидящие Мишу, лишь усмехаются от обнародования сведений, что экс-президент позволял себе услуги дорогостоящей массажистки или купил 7 костюмов за счет государственного бюджета.

На свободе, но в офсайде

Если Саакашвили все же включат в «красный циркуляр» Интерпола, это еще не значит, что он будет арестован и передан грузинским правоохранителям.

Он может получить политическое убежище в какой-либо стране. Самые реальные кандидаты на это — Венгрия и Украина, с руководством которых Саакашвили и его соратники наладили тесные связи. В Венгрии, кстати, получил убежище один из приближенных Саакашвили, бывший министр юстиции Зураб Адеишвили.

Здесь уже начинается политическая сторона вопроса, о чем говорили эксперты Кахишвили и Чипашвили, и во что не верит журналист Мониава.

В целом, можно проследить, что отношение Запада к этому делу противоречивое. С одной стороны, западные лидеры не очень хотят того, чтобы бывший президент и многие его ближайшие соратники оказались на скамье подсудимых и в тюрьме. Это подорвет в одно время популярный миф о саакашвилевской Грузии, как о «маяке демократии на Кавказе», который раскручивался на Западе, особенно администрацией Джорджа Буша.

К тому же, Запад хотел бы насаждения в Грузии формальных процедур парламентской демократии западного образца, когда смена власти происходит безболезненно, и бывшие правители спокойно уходят в оппозицию, чтобы через некоторое время победить на выборах и вновь прийти во власть.

Поэтому на Западе горячо приветствовали «первые в истории Грузии» парламентские выборы, когда власть сменилась не революционным или военным способом, а путем выборов.

Если же теперь верхушка бывшей правящей партии (она же главная оппозиция пока) окажется в тюрьме, это опять будет выглядеть, как революция и расправа над «бывшими».

С другой стороны, чувствуется, что для современных западных политиков, особенно центристского и левого толка, политическая деятельность Саакашвили представляется анахронической. Саакашвили как бы застрял в эпохе Буша, которая давно закончилась. Как говорится, мавр сделал свое дело, мавр должен уйти.

Если посмотреть на международную солидарность, высказываемую экс-президенту, то ее круг за последние месяцы сужается. Если раньше коллективные письма в его поддержу писали десятки американских сенаторов и многие члены Европарламента, то за последнее время лишь несколько более или менее известных западных политиков постоянно вступаются за него.

По-прежнему это делает Джон Маккейн, сенатор от штата Аризоны, а также министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт и еще пара-другая евродепутатов, в основном из стран Восточной Европы.

Видимо, позиция Запада будет заключаться в том, чтобы не дать арестовать Саакашвили, но и не особо поддерживать его возвращение в большую политику, во всяком случае, в ближайшей перспективе.

Что касается общественного мнения внутри Грузии, то, как отмечалось выше, обнародование пикантных подробностей похождений экс-лидера не особо понизило его рейтинг, может быть, даже наоборот. Для большинства грузин такой тип поведения вполне органичен (растраты, походы по женщинам и т.д.): они прекрасно знают, что окажись каждый из них на месте Саакашвили, делал бы то же самое, может быть, в еще больших масштабах.

Правда, процедура эпиляции кожи, на которую Саакашвили тоже тратил государственные деньги, не особо вписывается в этот менталитет. Но «Миша» не раз представал полуголым перед грузинскими телезрителями и отдыхающими, и результаты эпиляции тогда были не очень заметны…

Если серьезно, грузинское общество вряд ли способно вырабатывать собственные подходы к окружающей реальности, оно скорее плывет по течению, хотя и обладает своими комплексами и фобиями. Реальность сейчас такова, что Саакашвили пока не в моде и вряд ли будет в моде в обозримой перспективе, об этом заботятся нынешние власть предержащие в Грузии (и не только).

Хотя народ раздраженно бормочет и ругается в общественном транспорте, никаких митингов протеста против власти давно уже нет, в то время как против режима Саакашвили чуть ли не каждый год поднимались грандиозные митинги, переходящие в беспорядки.

Никто в Грузии не готов бороться и умирать за бывшего президента и его идеал туристической Грузии, в которую каждый год приезжают 15 миллионов туристов. Поэтому политические процессы в этой стране пока будут идти без особых потрясений, как в добротном болоте.