«Ответил» за десант

В пятницу вечером, в начале одиннадцатого, депутат Псковского областного собрания Лев Шлосберг шел из приемной в сторону своего дома. Дорога недолгая — всего несколько минут, причем почти по самому центру города. Неожиданно сзади возникли молодые люди, которые нанесли депутату оглушающий удар. После этого Шлосберга били. Но этого он уже не помнил.

«Я их даже толком не видел. Эти люди были профессионалами, они специально сначала ударили меня сзади, чтобы отключить. Дальше я ничего не помню, хотя я очнулся и даже дошел до человека, с которым должен был встретиться. Как шел — не помню, как мы общались и поехали в больницу — не помню», — рассказал на следующее утро Шлосберг.

По словам депутата, нападение произошло в 22:10, однако память вернулась к нему только в 23:30. В этот момент он уже был в больнице. К счастью, внутренних повреждений органов обнаружено не было, и утром Шлосберг уже смог общаться и с родными, и с журналистами. По словам жены депутата, у него диагностировали сотрясение мозга, перелом носа, гематомы на лице и теле. Сам Шлосберг отказался «углубляться в медицинские термины». Впрочем, его помощник Александр Захаров сообщил, что обеспокоен состоянием глаз депутата. «Они опухшие, ночью он их вообще не мог открыть», — отметил он.

Нападавшие убежали с места преступления. Они не взяли ни кошелек депутата, ни телефон, ни документы. Не произнесли никаких угроз. Просто без видимой причины внезапно жестоко избили человека, с которым не перемолвились и словом. Может ли такое быть случайностью? Конечно. Но предыстория делает вероятность такой случайности практически ничтожной.

Еще в конце июля Лев Шлосберг сообщил о прибытии в Псков «груза 200» — тела спецназовца ВС РФ, предположительно погибшего в зоне боевых действий на границе России и Украины. А 26 августа в газете «Псковская губерния», директором которой является депутат, вышли два материала о таинственных похоронах на кладбище деревни Выбуты. На фотографиях — свежие могилы десантников Александра Осипова и Леонида Кичаткина. Причины их гибели не были названы. Молодые люди погибли 19 и 20 августа.

Ссылаясь на свои источники, Шлосберг утверждал, что Кичаткин и Осипов участвовали в военных действиях на территории Украины, а конкретно — в бою под Георгиевкой. Причем они стали не единственными жертвами того сражения. Сообщалось, что под Псковом планируются и другие похороны, что массово хоронить военных командование не хочет, дабы не привлекать внимание. Никаких официальных комментариев, подтверждающих гибель десантников, не было. Министр обороны Сергей Шойгу и командующий ВДВ Владимир Шаманов заявили, что 76-я псковская дивизия ВДВ не участвует в боевых действиях на территории Украины и не понесла боевых потерь. C могил десантников спустя несколько дней даже исчезли таблички с именами. Попытки журналистов проникнуть на кладбище в Выбутах стали жестко пресекать неизвестные люди. Одним нашим коллегам проткнули шины автомобиля, у других отформатировали карту памяти в фотоаппарате. Теперь становится понятно, что им повезло уехать из Пскова без физических травм.

Лев Шлосберг лично присутствовал на похоронах Кичаткина. В статье «Мертвые и живые» депутат предположил, что формально дивизия прекратила контракты с десантниками. И на Украину их уже отправили как добровольцев с помощью посреднической организации. Хотя за всей этой схемой все же стоит именно российское военное командование, считает Шлосберг. Депутат уверен, что псковских десантников могли подставить и ввести в заблуждение, толком не объяснив, что происходит. Как подставили костромских десантников, которые якобы случайно перешли границу с Украиной.

«Невозможно сказать точно, но уже понятно, что и сейчас не только в Пскове проходят похороны. Очевидно, проходят так же, как в Пскове — фактически тайно. Сколько погибших — неизвестно. Командование все отрицает. Это недостойно. Семьи молчат, а короткие отчаянные фразы в социальных сетях немедленно уничтожаются. Это страшно. Кому нужно это молчание? Кого оно может спасти? Чью ложь скрыть? За что и во имя чего погибли эти люди на чужой земле, отдав себя в руки государства? Отвечать на эти вопросы российское государство не хочет», — написал Шлосберг в статье.

Обстановка в Пскове становилась все более напряженной. Родственники десантников начали признаваться, что их мужья и сыновья с 15-16 августа не выходят на связь. Но напуганным женщинам «сверху» наказывали скрывать этот факт. Многие родственники военных обращались и к Шлосбергу, который продолжал расследование. И тут произошло нападение.

В партии «Яблоко», которую депутат представляет в областном парламенте, уверены, что случившееся связано именно с делом о военнослужащих.

«Мотивы нападения совершенно очевидцы. То, что делал Лев в последнее время, было смертельно опасно. Он разоблачал главную ложь о том, что наша армия не воюет на Украине. То, что он делал, было для некоторых представителей власти как кость в горле…. Понятно, что его хотели остановить. Думаю, его хотели запугать, но не убить. Сделать так, чтобы он прекратил расследование о гибели десантников», — полагает депутат петербургского ЗакСа от партии «Яблоко» Борис Вишневский.

«Скорее всего, Шлосберга пытались заставить замолчать люди, которые по «долгу службы» сначала занимались незаконной вербовкой солдат, а потом должны были скрывать гибель псковских десантников на территории Украины», — озвучил мнение председатель партии Сергей Митрохин. В то же время, он предположил, что нападение может быть отголоском кампании по выборам губернатора Псковской области.

«Давление действующей власти на муниципальных депутатов не позволило Льву Шлосбергу зарегистрироваться кандидатом в губернаторы. Шлосберг нажил себе немало врагов, рассказывая об угрозах, которым подверглись муниципальные депутаты, осмелившиеся подписаться за него», — считает Митрохин.

Cам Шлосберг считает, что оба предположения о мотивах нападения взаимосвязаны. Депутат уверен, что некто пытается пресечь его попытки расследовать судьбу военнослужащих граждан России, воюющих на Украине. «Это ответ и физическое предупреждение, другой версии у меня нет. Все лежит на поверхности. Нет, никаких устных угроз мне не поступало, но все знают, что это бесполезно. Я продолжу заниматься расследованием, у меня нет никаких оснований его прекращать. Только буду больше внимания обращать на определенные вещи личного характера», — бодро заявил Шлосберг. Он разговаривал со мной по телефону из больничный палаты.

Депутат отметил, что не в курсе деталей расследования дела о нападении. Вчера он побеседовал с полицейскими, сегодня — с представителем СК. Тем временем еще накануне ночью были задержаны трое подозреваемых, однако их быстро отпустили.

«Свидетелями выступают журналист, с которым должен был встретиться Шлосберг, и человек, который поблизости выгуливал собаку. Они не видели нападения, но видели убегавших молодых людей. Однако свидетели заявили, что задержанные не похожи на нападавших. Сегодня полицейские будут изучать записи видеокамер, находящихся рядом с банком и автостоянкой», — пояснил помощник Шлосберга.

По факту случившегося УМВД России по Пскову возбудило уголовное дело по п. «а» ч.2 ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений). «В настоящее время отрабатывается ряд версий случившегося, в том числе связанных с исполнением Шлосбергом своих служебных обязанностей. Ход расследования уголовного дела взят руководством прокуратуры области на особый контроль», — сообщили в псковской прокуратуре.

Официальное заявление выпустил и врио губернатора Псковской области Андрей Турчак. Политик потребовал тщательного расследования, которое также берет под свой личный контроль. «Я уже обратился к начальнику регионального УМВД Борису Говоруну, чтобы к Льву Шлосбергу на период расследования была приставлена круглосуточная охрана. От себя лично желаю Льву Шлосбергу скорейшего выздоровления», — заявил Турчак.

Впрочем, сам депутат отметил, что в его палату доступ свободный. «Заявление Турчака носит популистский характер, в отделении и так есть охрана, больницу никто штурмом брать не будет», — выразил мнение помощник депутата.

Нападение на Шлосберга, возможно, напугает тех, кто также пытается докопаться до правды. Вероятно, испугается кто-то из родственников военных или их друзей, которые тоже хотят выяснить судьбу десантников. Тогда нападавшие достигнут своей цели. Но хочется верить, что этого не произойдет. И самому Шлосбергу вместо круглосуточной охраны больше бы хотелось получить ответ на вопрос: что же случилось с псковскими десантниками?