«Если пойдут гробы, общество задаст вопрос — зачем?»

Источники в НАТО утверждают, что численность российской армии на территории Украины — более тысячи человек. По их словам, они поддерживают сепаратистов и воюют бок о бок с ними. В то же время в самопровозглашенной «Донецкой народной республике» признали, что на стороне сепаратистов воюют действующие кадровые российские военные, которые якобы взяли отпуска. Однако, Россия продолжает настаивать, что российских военных в Украине нет. О том, как долго российская власть может отрицать присутствие российских солдат на востоке Украины, а также, что может остановить Владимира Путина – с российским оппозиционным политиком, публицистом Владимиром Рыжковым беседовал Денис Шпигов.

— Владимир Александрович, сегодня уже нельзя отрицать присутствие российских войск на территории Украины. Мы являемся свидетелями начала полномасштабной войны между Украиной и Россией?

— К счастью, это еще нельзя считать полномасштабной войной. Пока мы можем говорить о необъявленном вмешательстве в дела Украины, пока можно говорить о признаках незаконной посылки туда военнослужащих, незаконной военной материальной помощи сепаратистам, незаконного ведения боевых действий с территории России и на территории Украины. Все-таки о полномасштабной войне, к счастью, пока говорить нельзя, но нельзя отрицать, что происходит эскалация конфликта. Мы сегодня дальше от мира, чем, скажем, неделю или две недели назад.

— Что может остановить Путина в этой ситуации?

— Мы, вполне возможно, до конца не понимаем конечных целей его действий. Что это – стремление создать новую Абхазию или новое Приднестровье на востоке Украины, аннулировать Соглашение об ассоциации, сорвать ратификацию между Украиной и ЕС, организовать коллапс Украины, в том числе экономический коллапс этой зимой, с тем, чтобы сменить режим в Украине на промосковский? Официально говорится, что российских военных там нет, официально говорится, что Россия не имеет интересов в этом конфликте, официально говорится, что мы за мир, но действия прямо противоположные. Поэтому так как мы не знаем конечных целей всей этой операции, то очень трудно понять, где та черта, на которой Путин готов остановиться. Возможно что-то мог бы сделать новый пакет санкций. Очень трудно ответить на Ваш вопрос, потому что, еще раз повторю, мы до конца не знаем истинных целей этой операции. Мы не знаем, идет ли речь о сухопутном коридоре в Крым, стоит ли на повестке дня вопрос о создании Новороссии, мы не знаем в каких границах видится эта возможная Новороссия. Мне кажется, что сейчас весь мир ломает голову над тем, что на самом деле все это означает и до какого результата хочет дойти Путин.

— Фонд общественного мнения опубликовал результаты опроса, в которых говорится, что всего лишь 5% россиян поддерживают введение войск на территорию Украины. Эти показатели могут как-то повлиять на дальнейшие решения Путина?

— Думаю, что да. Россияне занимают такую позицию, в которой, с одной стороны, им очень нравится величие России, им очень нравится присоединения Крыма, им очень нравится идея экспансии, но они не хотят платить за это жизнями своих детей, своими жизнями. Хочется, чтобы как-то великая Россия жила и расширялась, но чтобы это не ударило по карманам и чтобы не появились свежие могилы. Такое отношение к этому конфликту большинства россиян и Путин это знает. Он знает, что 15 тысяч афганских гробов, тысячи чеченских гробов — что это все очень болезненно воспринималось. Это, кстати, было одной из причин обрушения рейтинга Ельцина в 90-е годы. Чеченская кровавая война с тысячами жертв… Покойный Ахмат Кадыров говорил, что в той войне только чеченцев погибло около ста тысяч. Поэтому здесь перед ним дилемма: если он будет увеличивать экспансию военную на востоке Украины, то это может вызвать вопрос внутри страны. Уже сейчас, вы знаете, были похороны в Пскове, уже сейчас это вызывает очень много вопросов у общественности. За что погибли эти ребята? Где они погибли? Какую цену мы платим за то, что происходит в Украине и вокруг нее.

— Михаил Ходорковский написал, что «мы – россияне – молча хороним своих друзей и родных. Почему? Струсили?». Как Вы считаете, российское общество и дальше будет молчать?

— Пока машина пропаганды работает на полную мощь. Пропаганда разжигает ненависть к Украине, пропаганда рисует Украину как жестокое, фашистское, националистическое государство, которое уничтожает мирное население, пропаганда рассказывает, что украинцы хотят уничтожить русских в Украине и выгнать их из страны, в худшем случае, уничтожить. Как показываю опросы, большинство населения России верит Путину, его поддерживают больше 80% населения. Что-то может измениться только, если реальность войдет в противоречие с пропагандой. Еще раз повторюсь, если пойдет «груз 200», гробы в российские города, если появятся раненые, покалеченные, безногие, безглазые, если будет рушиться экономика, вот тогда, я думаю, общество задаст вопрос, а что это было и для чего, и оправдано ли это было? Зачем Россия платит такую страшную цену за то, что происходит в Украине?