Борис Кагарлицкий: мэр Казани против Дарвина

Как-то Михаил Зощенко подметил, что поведение некоторых людей заставляет его усомниться в теории Дарвина: «Человек — животное довольно странное. Нет, навряд ли оно произошло от обезьяны. Старик Дарвин, пожалуй что, в этом вопросе слегка заврался. Очень уж у человека поступки — совершенно, как бы сказать, чисто человеческие. Никакого, знаете, сходства с животным миром».

Шутки шутками, а Зощенко прав. Звери, знаете ли, скромнее, самонадеянных среди них практически не встретишь. А размышления Зощенко пришли мне на ум, когда мэр Казани Ильсур Метшин публично выступил против преподавания в школе эволюционной теории Чарльза Дарвина. Причем сделал это градоначальник на городской конференции работников образования, предваряющей начало учебного года. Цитирую: «К моему удивлению, я узнал, что до сих пор в школах детям преподают теорию Дарвина. Я лично читал в научной литературе, что выдающимися учеными давно доказано, что одинаковых клеток у обезьяны и человека нет. Почему мы продолжаем обманывать детей? Я бы не хотел, чтобы мои дети думали о том, что все мы произошли от обезьяны, а не от воли Всевышнего».

Я бы не поверил своим ушам, если бы не видео этой пламенной речи, которое было мгновенно растиражировано по всей Сети великой. Как воспитывать своих детей и что говорить им в домашней обстановке — личное дело Метшина, хотя детишек, конечно, жалко: Но что делать — нет у нас такого закона, чтобы лишить родительских прав мракобеса, который распространяет в семье заведомо ложную, антинаучную информацию. Но здесь должностное лицо несет откровенную пургу перед учителями, давая им руководящие установки. А как быть с тем, что на концепциях и открытиях, сделанных в рамках эволюционной теории, основана практически вся современная медицина и фармакология?

Разумеется, за прошедшие полтора столетия после нашумевшей книги Дарвина в науке многое изменилось. И когда нам говорят, что современные ученые во многом не согласны с автором «Происхождения видов», — это чистая правда. Хотя бы потому, что во времена Дарвина многие научные дисциплины находились в зачаточном состоянии или вовсе еще не родились. Первый доклад Менделя, отца генетики, об опытах над растительными гибридами состоится только через шесть лет после публикации «Происхождения видов», ДНК будет открыто еще четырьмя годами позже: Так что книгу, написанную в середине позапрошлого века, ни в коем случае нельзя принимать за последнее слово научного знания.

Но так же верно и то, что серьезные исследователи, критикуя Дарвина, обеими ногами стоят на его эволюционной теории и всеми силами развивают ее, а вовсе не стремятся отправить на свалку истории.

Дело, впрочем, не в науке. Ведь мэр Казани вовсе не предлагает нам провести теоретическую дискуссию. Он лишь пытается по мере сил использовать свой административный ресурс, чтобы запретить нам те знания и мнения, которые ему лично не нравятся либо его уму непостижимы.

Тут уместно вспомнить русского классика Алексея Константиновича Толстого, иронизировавшего по поводу попыток запретить в России публикацию книги Дарвина: «Способ, как творил Создатель, что считал Он боле кстати — знать не может председатель Комитета по печати». Мэр же Казани считает, что может. И не только стремится запретить неугодную ему теорию, но даже ставит себя в один ряд с самим пророком, интерпретируя «волю Всевышнего». Амбиции, явно выходящие за рамки служебных обязанностей и политических функций городского головы.

И если б казанский мэр был одинок в своем невежестве! Увы, атаки на преподавание эволюционной теории в школе лежат в общем русле наших «образовательных реформ», сводящих школьную программу к изучению минимального и бессистемного набора сведений, одобренных начальством примерно того же калибра. Причем на каждом витке подобного реформирования уровень «простительного» невежества, с которым уже никто не борется, возрастает лавинообразно.

В одном, впрочем, с мэром Казани можно согласиться. Доказывая казанским педагогам невозможность происхождения человека от обезьяны, господин Метшин подчеркивал, что преподавание теории эволюции демонстрирует «оторванность учебного процесса от реальности». И в самом деле, глядя на многих людей, задаешься вопросом: а состоялся ли, черт возьми, этот пресловутый переход, так уж далеко ушли они от обезьяны?