Беженцы, которые себя таковыми не считают

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об изменении региональных программ по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

По информации ФМС, с начала конфликта на юго-востоке Украины в РФ прибыли более 730 тыс. украинцев.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, член Общественно-консультативного совета при ФМС, д.э.н. прокомментировал «Актуальным комментариям» ситуацию с беженцами и вынужденными переселенцами из Украины в Россию. — Количество беженцев очень велико. Самое главное, что регистрируется примерно треть от общего числа беженцев из Украины. В России по тем данным, которые были месяц назад, регистрировалось 30%. В результате мы имеем огромное количество людей, которые на самом деле являются беженцами, но себя таковыми пока ещё не считают. Многие считают, что они просто приехали сюда к родственникам, знакомым перекантоваться какое-то время. И они не понимают, что украинская катастрофа – это надолго и возвращаться им некуда. Я боюсь, что количество их в конце этой осени достигнет миллиона. А если события на Украине будут развиваться, как они развиваются сейчас, то до следующего года можно ждать и трёх миллионов, потому что ситуация становится катастрофической не только в Донецке и Луганске, где нацисты совершенно осознанно устраивают гуманитарную катастрофу, но и на остальной территории Украины. Веский пример: мне не удалось пока найти города на Украине – у меня там некоторое количество знакомых есть – жители которого получили бы платёжки по услугам ЖКХ за июль месяц. Киевские власти полностью дезорганизованы. Или, скорее, они просто боятся рассылать повышенные платежи, потому что резко упали доходы, резко упал уровень жизни. Что значит – они боятся рассылать платежи? Коммунальное хозяйство на Украине существует в значительной степени за счёт денег населения. Если люди не заплатят, то оно рассыпется, экономический кризис усугубится, Россию ждет очередная волна беженцев из Украины.

— Насколько рынок труда России готов принять такой поток людей? — В России острая нехватка квалифицированных рабочих рук. Украинских специалистов принимают с большим удовольствием. Самая заметная часть беженцев очень медленно приходит к пониманию того, что надо искать работу. Они приехали, фактически, на время, погостить, и только потом люди начинают понимать, что нужно как-то устраиваться. Очень неоднородный поток. Но на государственном уровне я не вижу никаких усилий, которые были бы направлены, скажем так, на адаптацию этой волны. Нужна поддержка, чтобы люди могли найти себе работу, жильё, осесть и т.д. Если в полной мере помочь устроиться и адаптироваться у нас украинским переселенцем, это может стать экономическим плюсом, если не сделать этого – минусом, ведь их придется содержать, кормить.

— Многие беженцы с юго-востока Украины рассчитывают все-таки вернуться обратно, в свои дома, когда наступит мирное время. Можно ли ожидать, что миграционный поток в скором времени развернется в обратном направлении? — При улучшении ситуации миграционный поток обязательно развернётся в обратную сторону, потому что люди начнут возвращаться. Другое дело, что никаких, даже теоретических, признаков возможного решения ситуации пока не наблюдается.