Политическая близорукость в музыкальном сопровождении

Этой песне – «Майскому вальсу» – скоро 30 лет. А лично я до сих пор не могу слушать ее без некоторого удивления. Тем более что в дни праздников (и не только) она звучит из каждого репродуктора, каждой розетки, каждого утюга. По частоте исполнения – безусловный лидер среди так называемых военных песен.

Давайте перечитаем слова «Майского вальса» вместе:

Весна сорок пятого года –

Как ждал тебя синий Дунай.

Дунай между прочим протекает по территории Германии, Австрии (Германии в 1945-м), Венгрии, Румынии и Болгарии.

Венгрия, Румыния – союзники Германии во Второй мировой войне. Болгария хотя напрямую и не участвовала в боевых действиях, но проводила исключительно прогерманскую политику (так называемые братушки и в наше время, как только представится хотя бы малейшая возможность, непременно бросят ложку болгарского дегтя в бочку российского меда). Румыны в 1944 году переориентировались (и вовсе не потому, что одумались). А венгры практически до конца войны были самыми преданными немецкими союзниками. То есть слова «как ждал тебя синий Дунай» уж больно сомнительны. Скажем прямо – совсем не ждал, однако.

Читаем дальше:

На улицах Вены спасенной

Собрался народ стар и млад.

Есть между прочим медаль. Называется она «За взятие Вены». А товарищ Сталин в формулировках никогда не ошибался. То есть Вена в апреле 1945-го была взята штурмом. При чем тут «Вены спасенной», не совсем понятно. От кого спасенной? Но «собрался народ стар и млад» – это, наверное, правильно. Все мужики-австрийцы от 16 до 60 лет были в рядах вермахта. А кто старше шестидесяти – угодил в фольксштурм.

Продолжаем:

Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай

Тот цветущий и поющий яркий май.

Подтекст такой – вроде бы ликовать, радоваться должны. И Вена, и Альпы, и Дунай. Однако в части Германии, каковой тогда была Вена, май 1945 года воспринимался только как национальная катастрофа. По-другому проигрыш в войне в мировой истории населением побежденной страны не рассматривался никогда. До Альп Красная армия не дошла. Но и Альпам (в германской части) радоваться особых причин не было. Там сооружался так называемый Альпийский редут – последняя крепость Гитлера. Там фюрер намеревался дать свой последний и решительный бой. Так что и Альпам вроде как причин для непомерной радости нет. Про Дунай, на котором располагались все союзники гитлеровской Германии, мы уже говорили выше.

Вот еще:

Вихри венцев в русском вальсе сквозь года

Помнит сердце, не забудет никогда.

То есть получается примерно так: Красная армия штурмом взяла Вену. А жители высыпали на улицу и начались «вихри венцев». Кто же это, интересно, мог высыпать? Мужики-австрийцы все поголовно в армии. Значит, высыпала родня солдат и командиров австрийских дивизий в составе вермахта. Бабушки, дедушки, матери, отцы.

Напомним хотя бы некоторые из этих дивизий. Скажем, 45-я пехотная. Брала штурмом Брестскую крепость. Укомплектована исключительно австрийцами. Это к ним относится «вихри венцев»? Да, эти ребята умели на фронте вихри закручивать.

Или, надо полагать, это в экстазе от радости заплясала родня солдат и офицеров 44-й пехотной дивизии «Хох-унд-Дойчмастер» (44. Reichsgrenadier-Division Hoch-und-Deutschmeister), которая практически в полном составе полегла в Сталинграде? Лучшая австрийская дивизия, заметим. Ясен пень, при виде Красной армии родня в восторге принялась вальсы крутить.

И далее:

И Вена кружилась и пела.

Война проиграна. А Вена пела. Ерунда какая-то. Так вести себя могут только сумасшедшие или идиоты. Австрийцы ими никогда не были.

Или:

Вихри венцев в русском вальсе сквозь года.

Это, вероятно, пустилась в пляс родня генерал-полковника Лотара Рендулича, одного из талантливых генералов вермахта (австрийца по происхождению между прочим). От вида Красной армии радость переполнила братьям-зятьям и дядьям Рендулича сердца, не иначе.

Чепуха какая-то, однако. Классики марксизма-ленинизма по поводу таких слов сказали бы: «Политическая близорукость». Но этим «Майским вальсом» нас стремятся затрахать до полусмерти.

А вот песня Матвея Блантера и Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату» почему-то исполняется очень редко. А там что ни строчка – то суровая правда жизни. И про Дунай там есть между прочим.

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

И никаких тебе «вихрей венцев».

Есть еще одна легендарная песня (да и не одна она такая, надо прямо сказать), которой в праздничные майские дни грузят слушателей до потери сознания – «Смуглянка». А там такие слова:

А смуглянка-молдаванка отвечала парню в лад:

«Партизанский молдаванский

Собираем мы отряд.

Нынче рано партизаны дом покинули родной –

Ждет меня дорога

К партизанам в лес густой».

Однако на деле вот что получается. Никаких партизанских отрядов и даже отдельно взятых партизан в 1941–1944 годах на территории Молдавии не было. Жители бывшей советской республики спокойно пересидели все это время под румынским сапогом без особых потрясений и страданий. Неприятности для них начались с возвращением в Молдавию Красной армии. При всей многовековой и патологической ненависти местного племени к военной службе и защите родины с оружием в руках молдаван начали призывать в РККА и направлять в зону боевых действий. Поэтому здесь для подавляющего большинства 9 мая 1945-го вовсе не праздник, а очень неприятное напоминание о том, как местных жителей заставляли воевать (а этим умением в течение всей своей истории они не отличались никогда). И где, интересно, авторы текста песни на территории Молдавии нашли «лес густой»?

Так что «Смуглянку» можно с полным на то основанием рассматривать в виде некой разновидности политической сатиры на боеспособность и качество местных призывных ресурсов. А у нас эту песню поют, что называется, взахлеб и до одури.