Тибилов поднимает РЮО с колен?

В скором времени планируется открытие первого промышленного предприятия независимой Южной Осетии.

Пару дней назад глава РЮО встретился с людьми, курирующими совершенствование программы по развитию РЮО. Одной из обсуждаемых тем было возведение завода строительных материалов. Данный завод будет первым серьезным промышленным предприятием, построенным в послевоенной Осетии. Будет ли от этого польза и является ли это одной из важных эпох в современной истории нынешней независимой Южной Осетии?

«Фантомная» экономика

Экономику Южной Осетии можно назвать неким современным вариантом экономики какого-нибудь вассального мощной державе государства с постфеодальной системой.

Не то, чтобы здесь существовала ярко выраженная, характерная, скажем, для Средневековья, система взаимоотношений господ и народа (научно-технический прогресс оказал определенное историческое влияние), но все же некоторые параллели провести можно.

Например, если говорить о зависимости от более мощного государства при сохранении собственной номинальной независимости, то Южная Осетия отлично попадает под данную категорию: РЮО – де-юре суверенное государство, если брать в данном случае российскую позицию, однако ее самостоятельность полностью зависит от мощного государства, Российской Федерации.

Теперь к экономике. Местный бюджет формируется, если говорить о собственных поступлениях, исключительно из доходов от аграрного сектора, так как промышленности фактически не существует – за исключением нескольких с трудом дышащих заводов, на которых работает около 600 человек.

О туризме и сфере услуг говорить особо не стоит, так как в РЮО даже нет основы для существования данных областей экономики (нет, природный потенциал для туризма, конечно, имеется, но вот никакого другого нет).

Теперь же надо перейти к другой части местного бюджета, составляющей около 90%, – формируется она из финансовой помощи РФ.

Россия ежегодно выделяет миллиарды рублей, число которых сопоставимо с половиной дотаций из федерального бюджета, выделяемых Северной Осетии, но число жителей в последней в 9-10 раз больше, чем в Южной.

Несмотря на этот факт, состояние инфраструктур, уровень жизни и заработной платы в РЮО значительно ниже, чем в братской республике, а уровень безработицы выше.

Это говорит о том, что казну частично признанного государства можно назвать черной дырой, однако в данном случае вина лежит на странным образом функционирующих высших государственных ведомствах.

Так было при Эдуарде Кокойты. На фоне обретения независимости его образ рисовался, как образ героя, так что о деятельности подконтрольных ему ведомств особо никто слухов не распускал.

При Людвиге Чибирове тоже особо никто не вмешивался в дела министерств и прочих структур, да и в принципе-то вмешиваться особо было некуда: уровень российской поддержки тогда был значительно ниже.

Но вот теперь появился Леонид Тибилов. Ему повезло меньше. Получил он страну независимой, но в ужасном состоянии – ни погеройствовать, ни пожировать. Оппозиция критиковала за то, что деньги вроде бы выделяются, но серьезных изменений в республике не наступает.

Конечно, где-то что-то строится, но все же социальная сфера пребывала и продолжает пребывать в плачевном состоянии, а она в данном случае играет ключевую роль.

Тем не менее Тибилов не отчаялся, даже несмотря на то, что одну из ключевых ролей в парламенте стал занимать не единомышленник его, а оппонент – Анатолий Бибилов, начавший перетягивать на себя внимание СМИ за счет активных действий на внешнеполитическом поприще.

Тибилов-реформатор

Тибилов с группой своих приближенных и уполномоченных товарищей решил заняться развитием некоторых сторон экономики, способных приносить реальную прибыль республике.

Сначала были выделены средства для таких некогда гигантов, построенных еще в сталинские и хрущевские времена, как Цхинвальский лесокомбинат, «Электровибромашина, «Эмальпровод». Своевременный ход.

Сейчас эти предприятия прибывают в жутком положении – если сравнить их производительность с таковой конца 80-ых прошлого века, то можно заметить, что она упала в десять и более раз.

Плюс ко всему, предприятия погрязли в долгах, основная часть которых приходится на банки.

Тем не менее это не особо помогло – замену давно устаревшего оборудования произвести не удалось, так как выделенных денег для этого явно не хватило, однако эти вливания отсрочили дату чтения заупокойной по заводам, дающим хоть какие-то рабочие места.

Тогда глава республики и его соратники решили переключиться на что-то новое – на постройку нового промышленного предприятия, способного приносить деньги казне.

Тибилов решил активно поучаствовать в открытии завода строительных материалов. Конечно, идея не нова, да и строительство завода начато было еще при Кокойты, но как-то двигалось все ни шатко, ни валко.

При Тибилове же все стало развиваться чуть быстрее, особенно это стало заметно в начале этого года, когда было объявлено, что завод начнет полноценно функционировать ближайшей осенью.

На днях президент РЮО провел встречу с членами штаба по контролю за реализацией Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2014 год.

Одной из ключевых тем этого заседания было обсуждение открытия завода стройматериалов. Тибилову доложили, что завод начнет полноценно функционировать уже в середине сентября текущего года, хотя ранее сообщалось, что заработает предприятие только в октябре.

Главу республики это порадовало, и он отметил, что данный завод будет весьма полезной вещью в формировании промышленного комплекса РЮО (да и вообще в формировании реальной самостоятельности).

И, надо сказать, Тибилов прав. В РЮО нет хоть сколько-то бы серьезных заводов или предприятий, построенных после развала СССР. Те же, что остались от великого наследия, сохранившись после войн, представляют собой уже, скорее, груду металлолома: техника устарела, финансов на поддержание жизни не имеется, инвесторы не привлекаются и так далее.

Предприятие же, оснащенное современным оборудованием, может стать прибыльным и принести пользу как предпринимателям и населению трудоспособного возраста, так и казне. Тем более в ближайшем будущем в стройматериалах Южная Осетия нуждаться будет уж точно.

Конечно, предприятие не является чем-то грандиозным, тем не менее для республики это определенный шаг вперед. Пусть даже в недалеком будущем этот завод и загнется, зато он положил начало попыткам самостоятельно развиваться.

Конечно, все это в большей степени связано с Кремлем, щедро одаривающим и лично контролирующим всю высшую политическую и прочую жизнь республики, но отчасти во всем этом есть заслуга и Леонида Тибилова.