«Третья сила»: убивай и обогащайся

На Украине завелась некая таинственная «третья сила», которая вот уже более чем полгода руководит событиями в стране, а точнее — не дает властям, судя по их сетованиям, остановить войну и начать «жить по-новому» (именно с этим лозунгом Петр Порошенко пришел к власти).

Об этой загадочной «третьей силе» стали говорить еще во время первых столкновений на Майдане в конце 2013 г. «Непонятно, — рассказывали тогда мне киевские журналисты, — зачем властям понадобилось разгонять горстку студентов? (Речь идет об их жестком силовом выдворении в ночь на 30 ноября 2013 г. — А.Я.) Еще бы день и они сами ушли. Такое чувство, что кому-то очень надо было протест не погасить, а разжечь». Кому — ответа тогда ни общественность, ни журналисты так и не нашли.

Всякий раз, как только накал в противостоянии «народ-власть» на киевском Майдане начинал спадать, и, казалось, «мир, труд, май» уже совсем близко, какая-то неведомая сила опять подливала масла в огонь. Все экраны обошла картинка, как таинственный снайпер за несколько минут уложил, по свидетельствам прессы, девять человек. Можно сказать, в прямом эфире. Это притом, что, как рассказывал миллиардер, народный депутат Вадим Новинский в конце февраля 2014-го, «на протяжении двух последних месяцев я неоднократно встречался с Виктором Януковичем, и целью наших разговоров было достижение мира, компромисса с оппозицией и прекращение кровопролития».

Более того, когда начались столкновения на Шелковичной улице, «я лично, — откровенничал депутат, — провел Турчинова к Януковичу, где мы втроем говорили о ситуации». Тогда Турчинов требовал немедленного возвращения Конституции 2004 г., отправку в отставку старого и назначение нового правительства. «Никаких других условий Турчинов не выдвигал. Янукович пошел навстречу и согласился на эти условия. Было достигнуто перемирие…»

Замечу, в это же время были также проведены переговоры Януковича с послами некоторых стран ЕС — они даже подписались под обоюдным согласием (меморандумом) остановить эскалацию насилия, провести новые выборы и т.д. Однако едва не на следующий день все это пошло, как говорится, прахом — Майдан требовал немедленной отставки Януковича и суда над ним и его «Семьей». Майдан или некая «третья сила», манипулировавшая им?

Заключение депутата Новинского тогда звучало так: во всех событиях в течение последних двух месяцев всегда чувствовалось влияние «третьей силы». «Как только мы договаривались о перемирии и как только достигалась возможность прекращения противостояния, вмешивалась «третья сила», которая эскалировала конфликт». Для убедительности он привел пример: «На День соборности (22 января 2014 г.) было назначено подписание пакета соглашений с оппозицией. Но (…) именно в этот день начались конфликты на Грушевского, и пролилась кровь». Однако Новинский так и не смог назвать, что это была за «третья сила», сославшись, что все это надо расследовать.

В начале апреля с.г. на сайте «УП» появилось занятное интервью Павла Шеремета, белорусского оппозиционного журналиста, работающего на Общественном телевидении России, с неким «бойцом революции Жаном». «Мне кажется, — рассказывает «боец», — что была «третья сила», которая все время провоцировала конфликт и пыталась столкнуть всех к вооруженному и жесткому противостоянию. Я не могу сейчас точно сказать, кто это был — русские, чеченцы, грузины, украинцы… Но были те, кто хотел крови. (…) Снайперы, которые убивали людей на Институтской, однозначно были со стороны спецназа».

Те, кто следит за событиями на Украине, наверняка помнят поворотный момент в кровавом противостоянии: его решил простой «сотник» Майдана Владимир Парасюк, который вечером, 21 февраля, во время отпевания погибших на Майдане призвал Януковича в отставку — в течение суток, а если нет, — то он готов со своей «сотней» пойти в наступление.

Интересно, как «боец революции Жан» отозвался об этом: «Во-первых, это был не сотник «Самообороны». Его так назвали люди, хотя он к «Самообороне» не имел никакого отношения. Странный вообще человек. И у нас есть подозрения, что казачок-то засланный, чтобы конфликт этот еще больше разгорелся. Он же выступил со сцены и куда-то ушел и скрывался. Но мы его нашли, провели беседу, все выяснили».

Реакция самого Парасюка на этот пассаж была мгновенной — через Сети: «…никто со мной не беседовал, и тут еще надо разобраться, кто казачок». По сути вопроса — о «третьей силе» — прославившийся «сотник» так ничего и не сказал.

Сразу после победы «революции» об этой таинственной силе активно стала говорить новая власть. Ведь народ требовал к ответу тех, кто убивал на Майдане. Еще в марте с.г. министр внутренних дел Аваков заявлял: кровавые противостояния в Киеве спровоцировала «неукраинская третья сила». «Думаю, что настанет время, и мы обнародуем факты: кто стрелял, когда стрелял, по какой команде. Факты эти сейчас собираются в единую сеточку», пообещал Аваков.

Видимо, после того как соратник министра, новый и. о. главы администрации президента Сергей Пашинский был «застукан» журналистами при политическом «крышевании» майдановских активистов и перевозке в своей машине оружия из гостиницы «Украина», «сеточка» эта сразу накрылась медным тазом.

«Могу лишь сказать одно, — заявлял Аваков, — ключевым фактором в этом противостоянии, вылившемся в кровавое побоище в Киеве, которое перевернуло страну с ног на голову и ввело ее в состояние шока, была «третья сила». И эта сила не украинская». Понятно, что под «третьей силой» подразумевалась Россия.

Однако с ним не согласился даже сторонник новой власти — депутат от «Батькивщины» генерал-лейтенант милиции Геннадий Москаль, возглавивший комиссию по расследованию тех событий. Он почти сразу же заявил, что «в участников протестов на Майдане и милиционеров стреляли снайперы МВД и СБУ, а не какие-то иностранцы». «В обнародованных мной документах… названы снайперские группы конкретных украинских спецподразделений. Там же указаны их точки дислокации, фамилии ответственных, позывные снайперов». «Какая «третья сила» приснилась Авакову с Наливайченко?», — саркастически спрашивает Москаль.

И вот на днях на сайте «УП» появилось сенсационное, выпирающее из рамок нынешней ура-патриотической украинской прессы интервью руководителя Центра освобождения военнопленных генерал-полковника Владимира Рубана, который тоже заявляет о некоей «третьей стороне». Только теперь уже — в местах боевых действий. «Есть какая-то третья сторона — мы сейчас ее так называем — которая разбрасывает эти снаряды и сваливают на одну или другую сторону. (…) Я пока не знаю (кто это), не владею такой информацией. Мы называем это третьей стороной. Безлер (командир ополченцев) называет третьей стороной, и в Донецке так говорят. Их ищут. Смотрят, что это за диверсанты».

По мнению Рубана, «все вопросы решаются внутри Украины. Войну уже можно было выиграть одной и другой стороне восемь раз, если бы было желание выиграть, а не растянуть. …В любой ситуации можно остановить огонь и договориться. Кто-то не заинтересован в прекращении войны». И дальше — оговорка по Фрейду: «А правительство разве стремится (продолжать жить мирной жизнью)?» Выходит, по Рубану, что именно украинское правительство, выступая стороной в АТО, является также и той «третьей стороной», которая не стремится окончить братоубийственную кровавую войну?

Интересно также, что еще в марте с. г. Аваков заверил страну и мир, что на границе с РФ будет установлен жесткий контроль с целью недопущения въезда «молодчиков с той стороны». Врал, выходит, пан министр? Ведь он и другие люди из власти (особенно — руководство СБУ) теперь ежедневно твердят, что границу переходят толпами не только «террористы», но и целые группировки российских солдат. О вторжении большой колонны из России в количестве сотен танков не постеснялся заявить западным лидерам, не затруднив себя предоставить документальные свидетельства, и сам Порошенко.

«Я считаю «третьей силой», поддерживающей войну, — прокомментировал мне на условиях анонимности заявления Рубана украинский журналист, который провел в зоне АТО все время военных действий и только недавно уехал оттуда из-за реальной опасности быть убитым, — людей во власти. Кто мне объяснит такой феномен: как по команде, в один день по всей Украине некими людьми, объявлявшими себя «Правым сектором», были захвачены областные администрации — от Львова и Ровного до Житомира и Чернигова? Они не были захвачены ими только в Донецке и Луганске, потому что сюда руки новых властей не могли дотянуться. Здесь они были захвачены «наоборот» — местными сепаратистами. По моему мнению, власти выгодна война. Хотя ее, соглашусь с Рубаном, можно было давно остановить».

Под шумок бойни (убитые с обеих сторон, включая мирное население с младенцами, уже исчисляются, по некоторым данным, не менее десятью тысячами) и с участием «мешающей» ее закончить «третьей силой» рушатся старые олигархические кланы (Ахметова-Януковича), делится собственность в пользу старых-новых — Коломойского, Таруты и прочих. По свидетельствам даже не оппозиционных депутатов (например, Анатолия Гриценко), в стране ничего не меняется — все та же коррупция, мздоимство, раздача «пряников» своим. Как раньше януковичские, так сейчас порошенковские заполонили доходные места. Концепция «жить по-новому», а воровать — по-старому — кум, сват, брат — остается в постмайданном украинском обществе лидирующей. Это ведь так удобно: вали все на «третью силу», а сам — разделяй и властвуй, и обогащайся.