За что погиб журналист Джеймс Фоули?

О том, кем был погибший в Сирии журналист Джеймс Фоули и почему видео с его казнью так неудачно использовал Израиль для дискредитации палестинцев — в материале Надежды Кеворковой.

Кто такой Джеймс Фоули?

Ему было 39. Его любили все. И звали Джимом. Десятки коллег вывесили в своих аккаунтах черные аватарки в память о нем.

Джеймс Фоули был человеком, который через минуту разговора называл своего собеседника братом.

Многие из последних сообщений в твиттере Джеймса были посвящены событиям в Палестине – в ноябре 2012 года Израиль ее тоже бомбил.

Именно тогда его и похитили в Сирии.

Два моих коллеги, которые провели с ним много времени в Ливии, Орхан Джемаль и Афанасий Агиракис, вспоминают случайные детали, мелочи репортерского быта. Джим отличался от нередко заносчивых и чванливых американских журналистов. В Бенгази он жил в самом дешевом отеле за 30 долларов, у него была старенькая техника, но с прекрасными антишумовыми заслонками и защищенным микрофоном – а в пустыне это было очень важно.

Вспоминают его маленький удобный рюкзачок со встроенной в него фляжкой, из которой было удобно пить маленькими глотками. В пустыне незаменимая вещь.

В отличие от большинства журналистов, Джим работал тогда не репортером, а новостником. Ему нужно было успеть всюду, суметь отослать материал и ехать дальше в поисках новостей. Но каждое утро он неизменно сидел за столом за завтраком, в свежей ковбойской рубашке, улыбчивый и приветливый, если, конечно, не оставался ночевать где-то на позициях.

«Сейчас публикуют фото Джима – и я на них его едва узнаю. Он был взъерошенный, с выгоревшими волосами, с белыми кругами от очков на обгоревшем лице, неизменно приветливый. Настоящий американский ковбой, открытый и без всякого снобизма, который часто приобретают журналисты. Он хохотал над моим английским, а я просил Клэр переводить мне его невозможный американский акцент», — говорит Орхан.

Как-то раз разговорились, кто и как пришел в журналистику. Джим сказал, что учился в колледже и готовился быть специалистом по лесу. Но не сложилось.

У него был веселый нрав, готовность терпеть нужду и глубокая внутренняя потребность оставаться на войне.

«Много вопросов, ответов нет»

Он поздно пришел в журналистику – после 35 лет, и сразу уехал туда, где было опаснее всего. Он сохранял объективность, но свои репортажи делал на стороне повстанцев.

Про себя он написал: «I’vereportedfromIraq, Afghan, Libya, Syria. Alotofquestions, noanswers» («Я передавал новости из Ирака, Афгана, Ливии, Сирии.Много вопросов, ответов нет»).

Однажды, в 2011 году, журналисты поехали на линию фронта, все как-то разбрелись по разным точкам. Внезапно началось наступление войск Каддафи. Джим и еще двое ребят не успели вскочить на первые машины повстанцев. И когда стали голосовать, то оказалось, что голосуют уже каддафистам. Те их обстреляли, не разобрав, кто такие. Антуана, журналиста из ЮАР, ранили в живот и отказались брать – считали, что не довезут, а Джима с коллегой арестовали.

«Их продержали в плену месяц, судили, присудили к штрафу в 300 долларов за незаконный переход границы и запретили на год въезд в страну. Я звонил, хотел взять интервью, как было в тюрьме. Джим рассмеялся и сказал, что на интервью у него не наберется – только полтора дня их продержали в тюрьме, а потом переселили на виллу. Чтоб не погружались в тюремную тематику. Хочешь интервью о жизни месяц на вилле – дам. Так вот он шутил. После их депортировали в Тунис, потом он уехал в Сирию. Он просил нас найти тело Антуана, но никто так места найти не смог, где он погиб», — говорит коллега Джима по Ливии Орхан.

В те дни, когда Джеймса Фоули держали на вилле в Триполи, американские политики встречались с его семьей, говорили слова поддержки и обещали сделать все для освобождения их сына.

Когда его захватили в Сирии, никто уже ничего особенного не обещал.

Вопросы за кадром

К видео много вопросов. Но почему-то никто из официальных лиц не задается ими. Оно слишком эстетское, слишком вычурное. Слишком странно рука палача лежит на плече Джима, пока он страшным напряжением воли сохраняет присутствие духа и говорит.

Странная казнь. Странно присутствие по меньшей мере двух камер и странно отсутствие хоть кого-то из свидетелей этой казни, хотя бы за кадром. Нет никаких посторонних шумов.

Никакие исламские законы не санкционируют эту казнь. Джеймс Фоули не воевал против повстанцев и не приносил им ущерба.

22-летняя дама из Лондона KhadijahDare, которая заявила в своем твиттере, что это она казнила Джима, добавляет лишь еще больше сумятицы. Ни в одном исламском сообществе женщины не исполняют роли палачей – это запрещено по шариату.

Зачем повстанцам похищать небогатого фрилансера, который работает на стороне повстанцев и точно не сочувствует твоим врагам, — остается загадкой сирийского повстанческого движения.

Палестинка Анхар Кочнева, которая пять месяцев просидела там в заложниках, считает, что большинство повстанцев не слишком образованные люди, не понимают ценности журналиста и пытаются обменять его на деньги даже тогда, когда ясно, что никто не заплатит.

За Джеймса Фоули потребовали многомиллионный выкуп По разным сведениям, эта сумма достигала 132 млн долларов, что явно было невыполнимым требованием.

Страница, где собирали подписи в его защиту, заполнялась тысячами имен.

Сообщения в прессе становились все реже.

И вот внезапно появляется устрашающее видео с его казнью.

Один из полевых командиров на Востоке Украины Игорь Безлер сделал видео, которое наделало много шума: на видео повстанцы расстреливали украинских солдат. Позже один из этих «расстрелянных» дал интервью, в котором говорит, что Безлер приказал инсценировать расстрел, а потом выписал своим пленным их жен и кормил всех наравне со своими бойцами. Да, бывают благородные разбойники и в наши времена. Но редко.

Журналисты как мишень

Сакральные жертвы, для которых годятся журналисты, – это эксклюзивные случаи. Смерть журналиста – это не только шум в СМИ, переключение внимания аудитории, но и повод к войне.

Так, известный британский корреспондент Алекс Томпсон летом 2012 года делал репортаж в Кусейре возле границы с Ливаном. Он отмечал, что повстанцы были настроены крайне недружественно и направили его по дороге, подставив под обстрел правительственных войск.

После разгрома этой группы повстанцев в Сирии в мае 2013 года бойцы ливанской Хизбаллы подробно исследовали брошенные укрепления, вооружения и обмундирование. Они свидетельствовали, что большая часть была израильского происхождения. Один из командиров Хизбаллы в интервью мне прямо заявил, что инструкторы у тех, кто оборонял Кусейру, были израильского происхождения.

В 2001 году, в сентябре, уже после крушения башен-близнецов, но еще до начала бомбардировок США, английская журналистка Ивон Ридли пробралась в Афганистан и попала в плен к талибам. Потом она много раз свидетельствовала, что, по ее стойкому ощущению, западные спецслужбы делали все, чтобы ее казнили и чтобы у США был еще и такой повод бомбить страну. А талибы ее отпустили.

В Ираке в 2005 году повстанцами была похищена итальянская журналистка Джулиана Сгрена, которая освещала с большим сочувствием антиамериканское восстание в Фаллудже. У многих тогда возникли вопросы, зачем было похищать их главного союзника в западных СМИ. Итальянцы освободили ее, хотя американцы всячески этому препятствовали. Но когда машина с Джулианой мчалась к Багдадскому аэропорту, американские солдаты открыли огонь по этой машине. Джулиана многократно утверждала, что американским спецслужбам ее освобождение из плена живой было не нужно. Она осталась жива чудом – итальянский офицер накрыл ее своим телом и ценой своей жизни спас ее.

Джулиан Ассанж прославился благодаря тому, что опубликовал видео, от которого отказались все ведущие редакции мира,–американские летчики вертолета, перешучиваясь, в Багдаде в 2007 году расстреливают журналистов Рейтер. А затем с закадровыми прибаутками еще раз проходятся огнем по машине, которая пытается забрать раненых.

США во время вторжения в Багдад в 2003 году прицельно били по отелю «Палестина», хотя знали, что все корреспонденты всех мировых СМИ находятся там.

Израиль в ноябре 2012 года и во время нынешней июльской кампании прицельно бил по журналистским бюро и офисам.

Можно долго вспоминать случаи, когда журналисты становятся осознанной мишенью.

Как бы там ни было, рекорд пока у Ирака —за 11 лет с начала американской оккупации там убито более 370 наших коллег — большая их часть убита оккупационными войсками, не повстанцами.

В своем прощальном слове Джеймс Фоули попросил не убивать корреспондента TimeJoelSottlof, который с ним был в плену.

«Мы потрясены зверским убийством невинного журналиста», — вот все, что правительство имеет сказать в ответ.Барак Обама сделал заявление и уехал играть в гольф. Правительство США отказалось от «переговоров с террористами» и продолжило бомбардировки позиций ISIS.

Зачем Израиль сравнивает ISIS и ХАМАС

После того, как мировые телеканалы показали кадры казни американского журналиста Джеймса Фоули, премьер Израиля Нетаньяху заявил, что ХАМАС – это то же самое, что ISIS, а ISIS – то же самое, что и ХАМАС.

Велико искушение сказать, что такое видео пригодится для многих политических и военных целей.

Первым им воспользовался Израиль. Ведь вся его военная мощь 40 дней не может справиться с непокорным палестинским анклавом. А видео казни невинного журналиста — повод, чтобы попытаться связать палестинцев с чем-то вроде палача в черном.

На сегодняшний день в Газе убиты более 2000 палестинцев, четверть из которых — дети.

Палестинская тема снова вернулась на первые полосы, хотя казалось, что события в Ливии, Сирии и Ираке навсегда ее похоронят.

Операция Израиля, начатая 8 июля и названная «Нерушимая стена», привела к тому, что в больших городах мира проходят массовые демонстрации в поддержку Палестины и в осуждение Израиля.

Израиль заявил в начале кампании, что его целью является уничтожение вооруженных отрядов, но война показала, что эти отряды не только не разоружены, но усилились и могут проникать на территорию Израиля, то есть бойцы буквально вылезают из-под земли на базах, в домах и кибуцах и атакуют военных.

«Нерушимая стена» оказалась весьма шаткой: палестинские ракеты теперь способны атаковать важные стратегические цели, включая военные базы, аэропорт и ядерные объекты.

«Железный купол», на который потрачено столько американских денег, как выяснилось, не спасает Израиль даже от трети палестинских ракет.

За 40 дней Израиль сумел убить лишь трех командиров Бригад аль Кассама, а также жену и дочь командира Бригад Мухаммада Дейфа.

Палестинские активисты опубликовали фото своих убитых и мимоходом показали, что эти люди не похожи на палача в черном, который режет горло невинному человеку.

В довершение тысячи людей пришли хоронить этих трех погибших командиров, не страшась десятков дронов, которые буравят небо Газы круглосуточно.

Израиль, который настаивает на том, что ХАМАС – это террористы, тем не менее вел с ними переговоры. Об этих переговорах Израиль просил США.

Палестинцы пошли на эти непрямые переговоры, не просто, а выдвинув единый список требований от всех фракций (полное снятие блокады и блок-постов, создание порта и аэропорта, освобождение 104 заключенных).

Израиль даже согласился разрешить Газе ловлю рыбы в 9 милях от берега и частично открыть переходы для 5000 палестинцев в ежедневном режиме.

Однако объединенная делегация палестинских фракций от этих уступок отказалась.

Палестинцы оказались непреклонны – либо снимаете блокаду, либо мы продолжаем сопротивление.

Израиль возобновил обстрелы Газы. Палестинцы возобновили свои обстрелы. В пятницу они второй раз за эту войну парализовали работу аэропорта в Тель-Авиве.

Так что по совокупности всех этих неудач Нетаньяху только и остается, что заявить, что ХАМАС и палачи из ISIS – родные братья.

Пропагандистские усилия Израиля становятся все менее эффективными.

Получается как с капралом Гиладом Шалитом. Он просидел в плену у палестинцев пять лет, за него Израиль бомбил сектор Газа во время операции «Литой свинец». А Шалит вышел и заявил, что палестинцы – это люди, которые имеют право на справедливость.

Принесение в жертву журналиста – тактика спецслужб?

Когда вы сравниваете теплое с фиолетовым, то не стоит ждать, что с вами безоговорочно согласятся.

История палестинского сопротивления описана в деталях – так что бессмысленно его обвинять в том, чего нет.

Палестинские группировки никогда не брали в плен и не убивали журналистов. Они не режут горло ножом, не снимают таких видео и осуждают подобные действия.

Возвращаясь к ужасающему видео, напомню, что Джеймс Фоули в предсмертной речи обвиняет в своей смерти США – за бомбардировки Ирака и не только.

«Я призываю своих друзей, семью и любимых восстать против моих реальных убийц, правительства США. Все то, что случится со мной, — результат их самовлюбленных и преступных действий. Мое послание родителям: сохраните достоинство и не принимайте никакие компенсации за мою смерть от тех людей, которые забили последний гвоздь в мой гроб, начав недавно военную кампанию в Ираке», —говорит Джеймс.

Допуская свое сравнение, Нетаньяху только лишний раз напоминает миру, что палестинцев Израиль тоже убивает американским оружием и оружием, созданным на деньги США.

Так что сравнение с ISIS парадоксально вредит вовсе не ХАМАС, а Израилю.

Соцсети заполнены фотографиями сотен убитых палестинских детей. Теперь к ним прибавился еще и невинный журналист. Выходит, что эти дети и Джеймс Фоули убиты одними и теми же источниками войны – США и Израилем?

Журналистика – работа, от которой мало что остается. Мало кто помнит фото и репортажи с войн, которые сменяют одна другую. Мало кто из журналистов становится Хемингуэем, Черчиллем или Каппой.

Джеймс Фоули ценой жизни открыл новую главу в профессии: он сказал в своей предсмертной речи то, что гораздо точнее и короче выражает суть профессии: «Вы убиваете нас».