Предтеча и пророк русского национализма

К 150-летию Михаила Осиповича Меньшикова (05.10.1859-20.09.1918)

7 октября в конференц-зале Российской Государственной библиотеки прошли Всероссийские Меньшиковские чтения, организованные совместно Общероссийским Движением поддержки Флота (ДПФ) и библиотекой. Впервые столь высокоторжественное чествование русского гения проходили в столице России, в самом ее центре близ Кремля, а не в городе Валдае, где жил знаменитый публицист. И этот факт соответствует не только торжественности момента — 150-летнему юбилею, но и необычайно возросшему за постсоветский период значению и авторитету великого русского националиста.

В торжествах приняли участие представители вузовских, научных, литературных кругов, представители ВМФ, морской пограничной охраны, морского (транспортного), речного, рыбопромыслового флотов, судостроительной и судоремонтной промышленности, морской науки, журналисты центральных и региональных средств массовой информации, представители государственных и общественных структур, представители из Москвы, Петербурга, Московской, Владимирской, Костромской, Тверской, Смоленской, Тамбовской, Белгородской, Новгородской, Орловской, Брянской, Рязанской, Мурманской областей, Дагестана, других регионов страны, Крыма, Украины, Эстонии. Большой зал был полон народа. Много было молодежи — курсантов ВМУ и учащихся кадетских корпусов.

Вступительную речь произнес председатель ДПФ, кандидат политических наук и капитан 1-го ранга, депутат Госдумы М.П. Ненашев.

С докладами выступили замдиректора Российской Государственной библиотеки Л.Н. Тихонова; главред журнала «Российский кто есть кто» С.Ю. Рыбас; секретарь Союза писателей России А.В. Фоменко; главный редактор журнала «Оборонный заказ», заместитель главреда «Морской газеты» капитан 2-го ранга А.Ю. Пылаев (Кронштадт); кандидат филологических наук, доцент Московского педагогического университета А.В. Шмелева; директор Синодальной библиотеки РПЦ про-тоирей Борис Даниленко; заместитель главреда газеты Черноморского флота «Флаг Родины» капитан 1-го ранга С.П. Горбачев (Севастополь); начальник отдела аккредитации и мониторинга СМИ Аппарата Государственной Думы России П.И. Акаемов; редактор журнала «Истории русской провинции» К.Б. Граматчиков (Орел); контр-адмирал В.М. Апанасенко и другие.

В течение октября во многих регионах России, где действуют региональные отделения ДПФ, также проводятся областные, республиканские, краевые юбилейные Меньшиковские чтения.

Вечер, посвященный памяти выдающегося русского мыслителя-националиста прошел в редакции журнала «Москва».

Имя Михаила Осиповича Меньшикова стало вновь широко известно в России только после крушения Советской власти, когда запрет на публикацию его творчества и самое упоминание великого публициста был снят. В 1993 году его, убитого выездной комиссией ЧК, реабилитировали. И тут читатель, в недавнем прошлом советский, с изумлением узнал, что в дореволюционной России, оказывается, жил и творил мудрец и пророк, в полном смысле слова предтеча современного русского национализма, удивительно предугадавший его проблемы и решения, компетентный, умный, мужественный и бескомпромиссный.

Путь Меньшикова к вершинам русской публицистики был непростым. В 1878 году, после окончания Кронштадтского морского технического училища, он участвовал в ряде морских экспедиций, в том числе вокруг Европы. Тогда же начал регулярно писать в газету «Кронштадтский вестник» путевые заметки-очерки, которые впоследствии издал отдельной книжкой. В наследие Меньшикова входят и труды по морской тематике. Однако в 1892 г. он увольняется с флотской службы и занимается только журналистикой и литературной деятельностью. Его литературно-критические и мировоззренческие статьи получили высокие оценки Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, с которыми М.О. Меньшиков был близко знаком.

С 1901 г. Меньшиков стал постоянным автором суворинского «Нового времени» — самой популярной газеты России. Меньшиков вел в газете постоянную рубрику «Письма к ближним», публикуя еженедельно по два-три «подвала», не считая больших воскресных фельетонов. С 1902 г. «Письма к ближним» выходили еще и брошюрами как ежемесячное приложение к «Новому времени». С 1907 г. так же пошли в публику «Письма к русской нации». Именно к русской — и никакой другой — нации обращался замечательный мыслитель и журналист, именно о русской нации болело его чуткое сердце и мыслил могучий ум, о русских бедах ипроблемах он думал ежечасно — и писал, писал неустанно…

Меньшиков был не просто заурядным патриотом, как многие. Он был русским националистом. То есть человеком, глубоко осознавшим, что нация первична, а государство — вторично, что вся Россия держится на русском и никаком другом народе, что это и есть тот сук, на котором сидят и благоденствуют все остальные народы нашей родины. И что если будет сильным русский народ, то сильная Россия сама приложится. Он любил русских и ненавидел их врагов, которых умел различать и разоблачать с беспощадной зоркостью.

Именно за это его и убили. Не поленились специально приехать в сентябре 1918 года в неблизкий Валдай, чтобы свести с бесстрашным пророком свои счеты. Чекисты Гильфонт, Губа, Давидсон и Якобсон прямо заявляли при этом, что намерены расстрелять Меньшикова за его статьи, а не за что другое. Что мстят ему за гражданскую, политическую позицию. И расстреляли Михаила Осиповича, отца шестерых детей, не в закрытом тюремном подвале, а наглядно, напоказ, для примера — прямо на берегу Валдайского озера, среди бела дня, даже не дав закончить молитву (так и застыла рука, сложенная для крестного знамения).

Именно за русский национализм Меньшикова семьдесят лет замалчивали, таили его наследие от читателей — от тех «ближних», от той «русской нации», которым он неутомимо слал свои «письма».

В наше время, когда в России судебному преследованию подвергаются сочинения за «ярко выраженный прорусский характер» (суд г. Иваново, 2008), Меньшикову, будь он жив, тоже не поздоровилось бы. Недаром библиограф и публицист Абрам Ильич Рейтблат посвятил ему статью с характерным названием «»Котел фельетонных объедков»: случай М.О. Меньшикова» (1999). Как видно, кое-кто продолжает сводить с русским писателем счеты и после его убийства.

Что ж, ярко выраженного прорусского характера у трудов Меньшикова не отнять, и он всегда был готов за них ответить своей жизнью. Не на словах, а на деле.

Его подвиг да будет для нас примером.

А его жизнь и творчество — предметом изучения и всемерной пропаганды.