Триллион пенсий оставлен в покое

Правительство, которое уже изъяло у россиян накопительную часть пенсии за 2014 год— 244 млрд, все же отказалось пока от изъятия 1 трлн рублей из негосударственных пенсионных фондов в государственный. За счет этой операции чиновники хотели снизить объем финансирования Пенсионного фонда РФ и, тем самым, начертить в бюджете «лишний» триллион. Это привело бы к массовой продаже ценных бумаг, в которые вложена большая часть триллиона и окончательной потере доверия граждан к пенсионной системе.

Об отказе правительства РФ от своих планов по изъятию более 1 трлн рублей накопительной части пенсии из негосударственных пенсионных фондов в пользу Пенсионного фонда РФ объявила вице-премьер Ольга Голодец.

«Они (накопления) будут все сохранены, они будут работать в том режиме, как определено сегодня законодательством. Шага назад не бывает. То есть мы должны четко соблюдать все обязательства, которые приняло на себя правительство, в какое бы время оно их на себя ни приняло, и вместе с тем мы должны развивать систему», — сказала Ольга Голодец в ответ на вопрос журналистов о накопительной части пенсии, сформированной в период с 2002 по 2013 год и хранящейся в НПФ (цитата по стенограмме на сайте правительства РФ).

Чтобы объяснить происходящее, нужно начать с предыстории.

Россия в 2002 году перешла от распределительной пенсионной системы (при которой пенсионеры получали выплаты за счет отчислений работающей части населения) к накопительной (которая позволяла работающим людям накапливать деньги на будущую пенсию).

С 2002 по 2010 год работодатели платили за своих сотрудников единый социальный налог — 26% от зарплаты, 20% которого шли в Пенсионный фонд РФ. Эти 20%, в свою очередь, делились на базовую часть (6%) — в счет гарантированной государством суммы пенсии, страховую (10%) — шла на выплаты пенсионерам, и накопительную (4%, впоследствии увеличили до 6%).

Накопительная часть пенсии с 2002 по 2010 год по желанию будущих пенсионеров можно было хранить не в Пенсионном фонде РФ, а в негосударственных пенсионных фондах. Создание системы НПФ была связана с тем, что у них меньше ограничений на использование финансовых инструментов (покупки ценных бумаг и т. д.), чем у Пенсионного фонда, поэтому накопительная часть пенсии в них растет быстрее. Однако большая часть населения не предприняло никаких действий по определению фонда для хранения накопительной части, их прозвали «молчунами», а власти самостоятельно перевели их деньги в управляющую компанию Внешэкономбанка, где они находятся до сих пор.

В 2010 году единый социальный налог был отменен, и с тех пор работодатели ежемесячно переводят отчисления в Пенсионный фонд. Размер такого отчисления сейчас составляет 22% от зарплаты. Эти деньги с 2010 по 2013 год так же делились на три части пенсии, из которых накопительная часть (6%) переходила в НПФ (в остальных случаях она уходила в ВЭБ). В результате с 2002 по 2013 год в НПФ накопилось более 1 трлн рублей.

Однако Минфин в конце 2013 года заморозил перечисления накопительной части из Пенсионного фонда РФ в НПФ. Чиновники обещали, что «замороженные» деньги, которые осядут в Пенсионном фонде в 2014 году, направят в страховую часть — на выплату пенсионерам. Объяснение было такое: создается новая система страхования, в которую до 2015 года должны войти все НПФ. В частности, они должны акционироваться и пройти проверки Центробанка.

Как сообщил «Фонтанке» советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных (НАПФ) Валерий Виноградов, на сегодняшний день 39 НПФ реорганизованы, 18 НПФ находятся в процессе акционирования. . «На долю уже реорганизованных НПФ приходится около 85% всех пенсионных накоплений, аккумулированных в НПФ и 85,8% застрахованных лиц, выбравших НПФ. По нашим расчетам около 98% застрахованных лиц с 99% пенсионных накоплений к 1 января 2015 года будут являться клиентами НПФ — участников системы гарантирования обязательных пенсионных накоплений», — сказал он.

В июле заговорили о решении правительства РФ продлить запрет на перечисление из Пенсионного фонда в НПФ накопительной части и в 2015 году. Оно не было оформлено документально. «Никаких оснований для продления изъятия пенсионных накоплений не было. Но представители социального блока правительства придумали новую причину продления изъятия — якобы неэффективность инвестирования НПФ. Это информация несоответствующая действительности. За период с 2005 по 2013 годы накопления россиян, которыми управляли НПФ, дали им дополнительный доход, в 1,2-1,4 раза превышающий инфляцию, и опережающий уровень индексации текущих страховых пенсий», — считает Виноградов.

Сумма накопительной части пенсии, которые НПФ недополучат за 2014 год, оценивается в 244 млрд рублей. В 2015 году эта сумма может быть больше.

Параллельно с историей с заморозками развивалась другая идея правительства — изъять из НПФ уже накопленные до 2014 года деньги. По словам Виноградова, это более 1 трлн рублей примерно 22 млн граждан, не считая 800 млрд рублей 6,5 млн человек в системе добровольного пенсионного обеспечения (параллельно с приемом накопительной части НПФ искали клиентов, которые отчисляют деньги из собственной зарплаты, но на эти деньги правительство не рассчитывает).
Крупнейшие НПФ в России принадлежат крупным государственным банкам и госструктурам. РЖД принадлежит фонд «Благосостояние» (около 112 млрд рублей накоплений), банку ВТБ — «ВТБ пенсионный фонд» (66,6 млрд), Сбербанку — «НПФ Сбербанка», Газпрому — «Газфонд» и т. д.

Как объяснили «Фонтанке» в нескольких банках из топ-10 страны, решение правительства об изъятии накопленных до 2014 года денег из НПФ было направлено на то, чтобы закрыть дыру в бюджете, за счет снижения объемов финансирования Пенсионного фонда. «НПФ получали накопительную часть из Пенсионного фонда. То есть фонд перечислял 6% пенсионных платежей работодателей со своего счета в Центробанке на счет НПФ в коммерческом банке. Теперь деньги со счетов НПФ в коммерческих банках — триллион рублей — захотели перевести обратно на счет Пенсионного фонда в Центробанке. За счет этого правительство снизило бы объемы поддержки Пенсионного фонда деньгами из бюджета», — сказал собеседник.

В 2013 году Пенсионный фонд получил из федерального бюджета 2 трлн 960 млрд рублей. В случае изъятия денег из НПФ в Пенсионный фонд, в федеральном бюджете образовался бы «лишний» триллион рублей, который можно было бы потратить, например, на развитие Крыма. Вот, например, в июне 2014 года министр финансов Антон Силуанов сказал, что «замороженные» в 2014 году накопления россиян — 244 млрд, которые обещали направить в страховую часть пенсии, — тратятся на Крым, поэтому он не видит возможности вернуть их в НПФ. «Никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на антикризисные меры», — сказал он. С уверенностью можно предположить, что правительство найдет применение и накоплениям за 2015 год. Затем, правда, заявив, что его неправильно поняли.

И вот теперь, в конце августа, правительство решило отказаться от изъятия накопленных до 2014 года денег в НПФ. «Это логичное решение, так как невозможно было бы объяснить гражданам причину изъятия всех накоплений, которые они формировали начиная с 2002 года», — считает Виноградов. В противном случае последствия могли бы быть крайне негативные. Граждане потеряли бы всякую веру в пенсионную систему. Кроме того, как говорят в банках, накопления россиян хранятся по большей части в ценных бумагах, поэтому изъятие этих денег повлекло бы к массовой распродаже ценных бумаг. «А когда что-то начинают продавать в большом количестве, оно резко дешевеет. На фондовом рынке был бы ужас», — сказали в одном из банков.

Вице-премьер Ольга Голодец также заявила, что в середине сентября в правительстве могут принять решение об отказе от накопительной части пенсии и переходе на добровольную. Свое заявление она сделала в следующих осмысленных выражениях: «Наша пенсия будет больше, наши пенсии будут стабильнее, они не будут зависеть от экономической конъюнктуры, от вкладов в те или иные проекты, которые то ли состоятся, то ли не состоятся. Если люди захотят накапливать, это будет их добровольное желание, они будут уже оговаривать условия своих вкладов, условия по процентам, условия по размеру пенсии, которую они ожидают получать от своих собственных вкладов».

Что конкретно это означает, не знают даже в крупнейших российских банках. «Если бы кто-то это знал, что и как будет, на финансовых рынках можно было бы предпринять кое-какие определенные действия и неплохо обогатиться», — сказали в одном из госбанков.

По всей видимости, накопительную часть пенсии перестанут накапливать (а продолжат лишь увеличивать за счет финансовых инструментов), а граждане будут сами решать, куда и сколько класть денег в счет будущей пенсии. Изучается также вариант, при котором решать будут работодатели, а работники будут подстраиваться под них.