Реформы советского лидера подготовили распад СССР

Михаил Горбачев, последний лидер Советского Союза, недавно отпраздновал свой 80-й день рождения. Двадцать шесть лет назад, 11 марта 1985 года он был избран Генеральным секретарем Коммунистической партии. 54-летний Горбачев был тогда самым молодым членом Политбюро – руководящего органа ЦК КПСС. В течение последующих шести лет Горбачев проводил политику, которая изменила ход истории и, в конечном итоге, привела к распаду Советского Союза.

Внутренняя политика тех лет ознаменовалась реформами под эгидой «гласности» и «перестройки».

Почетный профессор Оксфордского университета Арчи Браун отмечает, что со временем оба термина изменили свое значение: «Изначально «гласность» означала лишь бóльшую открытость, но постепенно это слово стало пониматься как свобода слова и прессы. Что касается «перестройки», то этот термин поначалу был синонимом слова «реформа», или скорее эвфемизмом, заменяющим это слово, которое в брежневскую эпоху было практически табуированным. Однако с течением времени этот термин также стал выражать нечто большее. К 1988 году под «перестройкой» подразумевались масштабные политические преобразования».

По словам Брауна, внутренняя политика Горбачева на протяжении его шестилетнего пребывания на посту Генерального секретаря ЦК КПСС была направлена на разрыв с советским прошлым. Это выражалось в освобождении политзаключенных и диссидентов из тюрем и внутренней ссылки; провозглашении свободы вероисповедания и прекращении преследования церкви; снятии запрета на общение с внешним миром и прослушивание иностранных радиопередач; разрешении на развитие гражданского общества и постепенном превращении в правовое государство.

Браун выделяет одну ключевую реформу: «В 1988 году было принято решение о введении состязательных выборов в законодательный орган, обладавший реальной властью. В марте 1989 года прошли первые выборы в Совет народных депутатов СССР. На мой взгляд, именно в этот момент произошел переход от либерализации системы к демократизации. Страна так и не стала полноценной демократией, однако процесс демократизации был запущен уже тогда».

Специалисты отмечают, что единственным институтом, который Горбачеву не удалось реформировать, была Коммунистическая партия. Он ввел практику более активных дебатов на партийных собраниях и сделал работу партии более открытой, однако, по словам аналитиков, этого было недостаточно.

«Обновление состава руководства партии шло медленным темпами. Думаю, именно это в конечном итоге погубило его, потому что он оставил на средних и более высоких уровнях партии много консервативных аппаратчиков, не поддерживавших перемены, которые он пытался осуществить», – полагает Роберт Легволд из Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Арчи Браун, как и некоторые другие специалисты, считает главной неудачей Горбачева экономические реформы. В конце концов, лидер осознал необходимость перехода к рыночной экономике, однако было уже слишком поздно.

Аналитики отмечают также, что Горбачев освободил силы, которые был неспособен контролировать – силы, ответственные за крах коммунизма в Восточной Европе и, в конечном итоге, способствовавшие распаду Советского Союза 25 декабря 1991 года и уходу Горбачева с поста президента страны.

Проводимое Горбачевым реформирование внешнеполитического курса известно под названием «новое мышление». Роберт Легвол подчеркивает, что изменить позицию Москвы было нелегко: «Это новое политическое мышление несло в себе фундаментальное, концептуально новое представление о том, чем является или может являться Советский Союз в международной политике, какую роль он может в ней играть, и какие ключевые ошибки были сделаны в прошлом».

По мнению Легволда, Горбачев осознал, что СССР больше не сможет усиливать свое влияние на внешний мир за счет военной силы. Он понимал также и то, что для разработки новой внешней политики и подкрепления ее с точки зрения экономики Москве придется сократить некоторые статьи расходов.

Одной из таких статей был Афганистан, где советские войска с декабря 1979 года боролись с повстанческими группировками моджахедов.

По словам Арчи Брауна, у Горбачева были четкие убеждения по поводу советского присутствия в Афганистане:

«Когда началось вторжение, Горбачев встретился с Шеварднадзе. Они оба были членами Политбюро, однако это решение было принято без их участия тесной группой высшего руководства партии. Они оба считали, что это обернется катастрофой. Поэтому с момента вступления в должность Генсека, Горбачев стремился вывести советские войска из Афганистана. Однако возникла проблема, поджидающая лидеров в ситуации, когда войска уже долгое время находятся где-то, и было убито уже много людей. Крайне трудно признать, что эти жизни были потеряны зря. Поэтому они пытаются выйти из ситуации с достоинством, найти какой-то компромисс».

Но процесс затянулся, и последние советские солдаты покинули Афганистан лишь 15 февраля 1989 года.

Впрочем, как отмечает Маршал Голдман из Гарвардского университета, не все отнеслись к этому решению положительно.

«Были люди, считавшие, что Россия отступает, и, начав отступать, она так и будет двигаться назад, показывая всем, что она лишь картонный тигр», – поясняет он.

Внешнеполитическое «новое мышление» Горбачева распространилось и на Восточную Европу, где население активно требовало свержения коммунизма.

В июле 1989 года так называемую «доктрину Брежнева» сменила позиция, которую советник Горбачева окрестил «доктриной Синатры», подразумевая знаменитую песню этого исполнителя «My Way» («На свой лад»). Другими словами, восточноевропейским странам было позволено действовать на свой лад – как в политике, так и в экономике, – не боясь вторжения советских войск.

По словам Роберта Легволда, историки до сих пор расходятся во мнении относительно причин окончания «холодной войны» и распада Советского Союза.

«По моему личному мнению, если обратить внимание на даты – задуматься, почему это случилось между 1985 и 1991 годами, а не 10-15 лет спустя – невозможно отрицать, какую огромную роль сыграл здесь Горбачев», – отмечает он.

В октябре 1990 года Горбачев был награжден Нобелевской премией мира за вклад в достижения в области укрепления мира. А четырнадцать месяцев спустя он оставил пост президента Советского Союза, став, по мнению специалистов, жертвой сил, которые он выпустил на свободу и не смог контролировать.