Сергей Иванов берет управление полпредами на себя

Институт полпредов не только не будет ликвидирован, но, напротив, – усилен, считают источники Znak.com. Уже сейчас представители президента активнее контролируют ход выборных кампаний, нежели в прошлом году, а в дальнейшем им могут добавить полномочий – губернаторов надо контролировать жестче.

В администрации президента усиливают взаимодействие с полпредами, роль этого института в ближайшее время будет увеличена. Об этом Znak.com рассказали два источника, близких к администрации президента.

В частности, курировать работу полпредов будет глава администрации Сергей Иванов, раньше эту работу частично неформально выполнял его первый заместитель Вячеслав Володин, но теперь Иванов будет работать с полпредами лично и «в очень плотном режиме», говорит один из источников издания.

Формально, согласно указу президента Владимира Путина от 13 марта 2000 года, полпреды в федеральных округах подчиняются непосредственно президенту.

Один из собеседников издания, ранее работавший в администрации, впрочем, отмечает, что любое неформальное усиление института должно быть подтверждено расширением полномочий – с полпредами пока этого не произошло.

Другой собеседник, говорящий о курсе на усиление института, считает, что в ближайшие годы полпредам полномочий могут добавить.

«Цель – обеспечение жесткого контроля за деятельностью избранных губернаторов и возможность прямого вмешательства в нее в случае государственной необходимости», – считает источник издания.

Ожидаемая социально-экономическая конъюнктура на ближайшие годы и динамика общественно-политических процессов сохранят для власти потребность в этом институте и его усилении, говорит политолог Александр Пожалов.

«Проблемы социальной стабильности в связи с ценовой ситуацией в регионах, с ситуацией в моногородах и на промышленных территориях, уязвимых к замедлению темпов роста, с размещением и трудоустройством беженцев с Украины, что, кстати, может дополнительно актуализировать остроту проблем межнациональных отношений и миграции, – это очевидное поле работы для полпредств. Как и мониторинг реализации инаугурационных указов, отслеживание состояния региональных бюджетов и долгов (здесь полпредства являются еще и одним из каналов лоббирования интересов субъектов РФ в диалоге с Минфином). В политической сфере сразу после 14 сентября де-факто стартует подготовка уже к думской кампании 2016 года, ведь до выборов в Госдуму останется лишь два года и только один, последний, пристрелочный региональный цикл. Так что в этих условиях ожидать какой-то кардинальной реформы полпредств не стоит. Эта реформа уже точечно де-факто произошла по ключевым макрорегионам (Дальний Восток, Крым, Северный Кавказ). Везде политическая вертикаль (полпредства) была усилена или дополнена экономической и хозяйственной вертикалью (профильные министерства)», – сказал Пожалов Znak.com.

В ряде федеральных округов полпредства сейчас активно курируют выборные кампании. В прошлом году они вели себя пассивнее.

Собеседник Znak.com, работающий на нынешних выборах одним из «наблюдателей» от администрации президента, говорит, что активно себя ведут полпредства в Центральном, Уральском, Поволжском и Северо-Западном федеральных округах. А вот недавно назначенный полпред в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин, полпред в Южном федеральном округе Владимир Устинов, дальневосточный представитель Юрий Трутнев меньше вмешиваются в электоральные процессы.

Особняком стоит полпред в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев: он ведет себя крайне активно, пользуется большим влиянием, однако его недавнее заявление о том, что Приднестровье неминуемо войдет в состав России, вызвало панику в элитах и серьезное недовольство в Кремле, отмечает собеседник издания, близкий к администрации президента.

Полпредства всегда задействованы в кампаниях как еще один канал федерального контроля за организацией выборов, выполнением установок федерального центра на обеспечение легитимных выборов, отмечает Пожалов.

«Другие каналы контроля – это система кураторов территорий в администрации, внешнего экспертного мониторинга хода кампаний, социологического мониторинга, контроля по линии «Единой России». Особая предвыборная роль полпредств, значимость которой возросла с увеличением числа выборов и партий, – это урегулирование внутриэлитных конфликтов в регионах, связанных с проведением выборов. Мы видим по 2013-2014 годам, что это направление особенно актуально для полпредств в УрФО и ЦФО. Это также можно считать федеральной установкой, которая действовала и в прошлом году. Но при этом участие полпредств в выборах не значит, что они вмешиваются в кампании на стороне отдельных кандидатов. Наоборот, можно сказать, что именно стремление экс-полпредов в СибФО и в ДВФО сыграть политическую роль на выборах в своих регионах в итоге стало катализатором их отставок (Толоконского – после выборов мэра Новосибирска, Ишаева – накануне выборов губернатора Хабаровского края), – уточняет политолог. – Неудивительно, что новые полпреды в этих округах на контрасте с предшественниками дистанцируются от выборного процесса. Кроме того, у полпредства в ДВФО сегодня в принципе иной приоритет – это выполнение поручений по экономическому развитию региона, подготовке правовой базы по ТОРам (территории опережающего развития), так как полпред одновременно является профильным вице-премьером и курирует соответствующее министерство».

«По Крыму высокая активность полпредства естественна, – продолжает эксперт. – Это первые выборы для новых регионов под нашей юрисдикцией, которые должны привести к серьезной перезагрузке всей системы власти на полуострове, ведь выборы проходят сразу на всех уровнях. Кандидаты и избиркомы здесь только приспосабливаются к российской избирательной и партийно-политической системе, высок риск внутриэлитных предвыборных конфликтов, одновременно могут существовать опасения провокаций в ходе голосования со стороны антироссийски настроенных групп. Безусловно, в условиях переходного периода избирательная кампания находится в фокусе основного внимания федерального центра, и полпредства в том числе».

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что разная степень участия полпредств в разных округах во многом обусловлена персональным составом команд.

«Разговоры о том, что полпредства как часть вертикали власти уже выполнили свою функцию и требуют реформирования, хотят давно. Поэтому участие полпредств в избирательных кампаниях – это во многом способ актуализировать их роль в политических процессах», – говорит Калачев.