«Сумме» мстят за Украину

В Нидерландах развернулась кампания против строительства российского нефтеналивного терминала в порту Роттердама.

По сообщению ряда российских СМИ, в сентябре муниципальный совет Роттердама намерен рассмотреть инициативу по запрету строительства нефтеналивного терминала, который к 2016 году планировала построить в крупнейшем порту Европы компания Shtandart TT B.V., контролируемая группой «Сумма» дагестанского бизнесмена Зиявудина Магомедова. Кампания против этого проекта стоимостью до 750 млн долларов началась в Нидерландах через несколько дней после того, как над мятежным Донбассом был сбит малайзийский «Боинг-777», на борту которого находились в основном граждане этой страны. Нидерландские политики, выступающие против терминала «Суммы», не скрывают, что запрет на его строительство может стать «показательной поркой» России за ее позицию в политическом кризисе на Украине.

«Наказать русских, устранив нефтяной терминал» — гласил заголовок статьи, опубликованной на голландском портале Rijnmond 29 июля. «Избежать проникновения щупальцев Кремля в порт Роттердама» — это уже публикация в ведущем деловом издании страны Het Financieele Dagblad (FD) от 30 июля. Такие оценки сегодня получает проект, под которым совсем недавно, в октябре 2011 года, поставили свои подписи премьер-министр Нидерландов Марк Рютте и тогдашний президент России Дмитрий Медведев.

Фактически в стране разворачивается масштабная информационная кампания против одного из крупнейших российских проектов в Европе, заявленного холдингом Зиявудина Магомедова. В 2011 году консорциум Shtandart (на тот момент 75% — «Сумма», 25% — логистический оператор VTTI, принадлежащий голландской Vitol и малайзийской MISC Bhd, в начале 2014 года VTTI продал свою долю «Сумме») выиграл тендер на право построить в Роттердаме нефтяной терминал. Запуск объекта первоначально заявленной мощностью перевалки до 50 млн тонн нефти и 12 млн тонн светлых нефтепродуктов в год был запланирован на 2016 год.

Политическая экология

Первая попытка развязать кампанию против терминала «Суммы» была предпринята еще в апреле прошлого года вскоре после визита в Нидерланды российского президента Владимира Путина в рамках Года Нидерландов в России. К этому моменту «Сумме» удалось согласовать с портом Роттердама ряд сложных вопросов по проекту, а его оператор, компания Shtandart, получила в порту участок площадью 55 га — как тогда сообщалось в российской прессе, сроком на 28,5 лет с возможностью пролонгации еще на 25 лет и арендной платой 6,6 млн евро в год.

За день до визита Путина министр экономики Нидерландов Хенк Камп сообщил, что «Сумма» наконец может построить свой терминал, и этот проект иллюстрирует плодотворные отношения между его страной и Россией. Это утверждение вызвало резкую реакцию депутата голландского парламента от партии «Зеленые левые» Лисбет ван Тонгерен (в 2003-2010 годах она возглавляла нидерландское отделение «Гринписа»). «На самом деле необходимые разрешения по строительству терминала еще нужно применить, а затем протестировать. И если там обнаружатся препятствия, то окажется, что Камп выдал русским пустые обещания», — заявила она, назвав слова министра «неуместными».

Эта история получила продолжение в конце июля, всего через несколько дней после того, как малайзийский «Боинг-777», на борту которого находилось более 190 граждан Нидерландов, был сбит в небе над Донбассом. На сей раз в роли инициатора кампании против терминала «Суммы» выступил 36-летний роттердамский депутат от «Зеленых левых» Арно Бонте. Первые сообщения на эту тему в его твиттере появились 29 июля, совпав с упомянутой серией публикаций в голландской прессе, направленных против терминала. На стороне «Зеленых левых», которые являются общенациональной партией Нидерландов (имеет 4 места в нижней палате парламента страны, 5 мест в верхней палате и 2 места в Европарламенте), выступили также Социалистическая партия Нидерландов и местная партия «зеленой» ориентации «Роттердам для жизни» (Leefbaar Rotterdam).

Формальным поводом для старта кампании против проекта «Суммы» в нидерландской прессе стало то, что в начале августа истекал период подачи возражений против строительства терминала, одобренного провинцией Южная Голландия. Поэтому в заявлениях роттердамских депутатов содержится ряд ссылок на техническую составляющую проекта. Например, депутат от партии «Роттердам для жизни» Рейньер де Йонг утверждает, что процесс лицензирования был непрозрачен, а российская сторона, по оценке его партии, неспособна переваливать через терминал обещанные 30 млн тонн нефти в год. «У этой компании есть много нарушений и судебных исков, и я боюсь, что мы увидим то же самое в Нидерландах», — продолжил де Йонг.

«Пусть они убираются»

Однако истинную подоплеку кампании против проекта «Суммы» никто не скрывает. «В международной политике русские продемонстрировали себя крайне ненадежными партнерами, — заявил порталу Rijnmond депутат де Йонг. — Было бы здорово, если бы русские пострадали. Мы не хотим, чтобы здесь был терминал Shtandart. Пусть они убираются». Сгущению красок в публикации Rijnmond способствовало и то, что «Сумма» в ней была названа компанией, принадлежащей государству. «Два зайца одним ударом? Никакого спорного терминала в Роттердаме и наказание для России», — написал в своем твиттере автор этой статьи Лео Раубос.

В конце июля трем упомянутым партиям принадлежал 21 голос в муниципальном совете Роттердама. Еще 21 депутат поддерживал проект, трое не определились. «Большинство против русского нефтяного терминала все ближе», — сообщил 31 июля в твиттере Арно Бонте. В публикации FD за день до этого прямым текстом утверждалось, что блок противников проекта в муниципальном совете Роттердама усиливается в ответ на участие России в конфликте на Украине. «Тем самым мы можем послать четкий сигнал Москве», — цитирует издание депутата де Йонга.

«Этому терминалу не место в нашем порту, — заявил FD Арно Бонте. — Российский инвестор «Сумма» имеет сомнительную репутацию и поддерживает тесные связи с политическим руководством России. Ситуация на Украине особенно ясно демонстрирует, с каким режимом нам приходится иметь дело. Теперь мы можем избежать проникновения щупальцев Кремля в порт Роттердама».

Как сообщает нидерландское издание, администрация роттердамского порта воздерживается от комментариев ситуации. «Мы следуем государственной политике, — цитирует FD представителя порта. — На данный момент не существует проблемы европейского или голландского бойкота на импорт российской нефти. Частная компания «Сумма» также не является объектом санкций».

В свою очередь, представитель «Суммы» Константин Панин сообщил FD, что группа «ориентирована на реализацию этого проекта» и «рассчитывает на его большой успех. Строительство начнется до конца этого года». Аналогичный комментарий от холдинга Зиявудина Магомедова последовал и для российских СМИ: так, представитель «Суммы» заявил «Коммерсанту», что в группе «заинтересованы в проекте и намерены его реализовать».

В то же время решение по лицензированию инвесторов в порту Роттердама принимает не его менеджмент, а муниципалитет как главный акционер порта, а это значит, что у депутатов остается возможность заблокировать проект. По сообщению российских СМИ, вопрос о дальнейшей его реализации депутаты намерены вынести на совещание муниципального совета Роттердама в сентябре.