Скандальные дебаты: трое против одного

Дебаты между кандидатами на пост президента Абхазии оказались похожими на уличную разборку.

«Ты же не был тут, да, на все готовое приехал в 2008 году, когда нас признали. А мы тут все время были, все видели», — генерал Мираб Кишмария, министр обороны, а сейчас один из кандидатов на пост президента Абхазии, обращается к Аслану Бжания, другому кандидату, тоже генералу и тоже руководителю силовой структуры – Службы государственной безопасности.

Это происходит во время дебатов кандидатов на пост президента Абхазии на государственном телеканале. Большую часть отведенного ему времени Мираб Кишмария потратил на то, чтобы раскритиковать и самого Аслана Бжания, и его работу на посту председателя Службы госбезопасности, и деятельность его кандидатского штаба.

Кандидат в броневике

Не сильно отстали от Кишмария и два других кандидата – Рауль Хаджимба и Леонид Дзапшба, у каждого из которых были свои козыри в полемике с Бжания. Впрочем, особой полемики и не вышло, кандидату, который, как принято считать, отождествляет собой бывшую власть, не дали выговориться.

«Вот скажи как друг мой, мы же друзья, хоть сейчас вот так. Какие у тебя есть проблемы, чтобы держать такую охрану? Чтобы ездить на встречи с людьми на броневике?», – кандидат в президенты Леонид Дзяпшба тоже генерал и бывший глава МВД. Он озвучил вопрос, который с начала предвыборной кампании многих интересует в стране – почему кандидат Бжания передвигается во время встреч на бронированном автомобиле с многочисленной охраной и большим кортежем.

Лидера оппозиции Рауля Хаджимба заинтересовало, почему спецслужбы, при прежней власти не предотвратили масштабных нецелевых трат финансовых средств. Вторая часть вчерашних кандидатских дебатов была похожа больше на уличную разборку, нежели на конструктивный разговор ведущих политиков страны.

Аслан Бжания, несомненно, один из фаворитов предвыборной кампании. На его стороне часть политической и экономической элиты, вообще люди, встроившиеся в систему за последние десять лет. Но он не является общепризнанным лидером кампании, которого конкуренты пытаются повалить всеми силами.

Их жесткость по отношению к Бжания объясняется другими причинами. Он олицетворяет прежнюю власть, к которой накопилось огромное количество претензий. Ошибки во внутренней и внешней политике, провалы в экономике, раздача паспортов гражданам Грузии, лишенные всякого смысла строительные проекты за счет российской финансовой помощи.

Одним словом, теперь «всех собак» вешают на Бжания, который хотя и был одним из первых лиц государства, но в любом случае в фактически сложившейся при прежнем президенте Анквабе системе мало на что мог влиять. Вообще привязка к старой власти – самое слабое место кампании Аслана Бжания.

Как ни странно, но ни строительные проекты, ни облагораживание территорий, ни детские площадки, ни даже отремонтированные школы оказалось невозможно использовать как символы в предвыборной кампании кандидата. Заявить, «смотрите, это сделали мы», не получилось. Видимо потому, что все знают, за чьи деньги все это строилось, и сколько денег при этом уплыло налево. Но теперь, в отсутствие бывшего президента Александра Анкваба отдуваться за все приходится Бжания.

«Я никогда не думал, что мое личное дело, на какой машине ездить, станет таким важным вопросом для кого-то. Я езжу на частной машине, за свой счет. И мне кажется, вряд ли я этим кому-то мешаю», – оппоненты вынудили уйти Аслана Бжания в глухую оборону.

Трудно сказать, насколько был готов «кандидат от власти» к предвыборной кампании, но ему действительно не хватает погружения в контекст по многим вопросам, которые возникают в ходе агитации.

Кандидаты с местным колоритом

Тот же Рауль Хаджимба пришел на дебаты с документами и цифрами, которые аргументируют его обвинения в масштабном нецелевом использовании российской финансовой помощи. С другой стороны, Бжания в большую политику пришел буквально вчера, он не был публичной фигурой никогда прежде.

Но есть еще один важный нюанс, который проявился в полной мере вчера, во время телевизионных дебатов. Оппоненты Бжания, можно сказать, посвятившие ему эту программу, не видят в нем «своего».

Бжания, как можно понять, если следить за его выступлениями, общением с людьми, человек внутренне сдержанный, спокойный. И что немаловажно, проживший очень значительную часть своей жизни за пределами Абхазии. Он занимался бизнесом, делал карьеру и строил нормальную человеческую жизнь в то время, как его нынешние политические оппоненты ковали дух в гипертяжелых условиях послевоенной Абхазии.

Напротив Бжания сидит на дебатах Мираб Кишмария, такое живое воплощение «апсуа хаца» (абхазского мужчины – абх.). Воин, герой, умеющий говорить в лоб, человек, который если надо, будет говорить, если надо, будет стрелять. Кишмария, равно как и Хаджимба, и Дзяпшба, с Бжания не одного поля ягоды. И «кандидат от власти», не обладающий такой абхазской харизмой, не имел шанса выглядеть достойно.

Впрочем, пока не ясно, как отразятся вчерашние дебаты на итогах голосования. Сторонники оппозиционных кандидатов в соцсетях бурно аплодируют успеху своих выдвиженцев. Но есть немало людей, которые ценят не столько яркие эмоции и демонстрацию силы, сколько спокойствие и скромность. Да, Аслан Бжания конечно провалился на дебатах как полемист, но его сдержанность вполне может сослужить ему хорошую службу во время голосования.