Убийство в Фергюсоне обнажает расовые конфликты

Гражданские протесты афроамериканцев демонстрируют, что феномен Обамы – это не правило, а исключение из правил.

9 августа белый полицейский Д. Вилсон застрелил в Фергюсоне (северо-западный пригород Сент-Луиса, штат Миссури) безоружного чернокожего подростка М. Брауна, спровоцировав массовые протесты афроамериканского населения. По официальным данным, поводом к убийству послужила кража подростком коробки сигар, о чём свидетельствует запись видеокамеры, расположенной в магазине. Семья располагает собственной версией происходящего. «Что бы там ни произошло в магазине, это не имеет значения, ведь Майкл встал на колени, поднял руки и закричал: «Не стреляйте!» А его убили. И сейчас этим видео просто пытаются отвлечь внимание» , — утверждает брат погибшего. Для полиции и военных начались тяжелые дни. После того, как 17 августа вскрытие показывает наличие шести пуль у погибшего, губернатор Дж. Никсон санкционирует (на следующий день) использование сил Национальной гвардии, чтобы справиться с напором десятков тысяч манифестантов. Трагедия в Фергюсоне, расположенном в 9 километрах от реки Миссисипи (и штата Иллинойс), бросает тень не только на региональную власть, но и на президента Б. Обаму, который, перед тем как занять своё кресло в Белом доме, представлял Иллинойс в Сенате США. Брожение охватывает именно ту часть электората, голоса которого позволили сенатору-демократу дважды прийти к власти.

Напомним, что по данным правозащитной организации «UCLA», гибель М. Брауна — уже четвертый случай только за этот месяц, когда белые полицейские открывают огонь по безоружному чернокожему мужчине и убивают его. В эти дни американское общество негласно разделено на богатых и бедных, белых и чёрных, полицейских и протестующих. Использование слезоточивого газа, дымовых канистр и резиновых пуль находит единственное объяснение у капитана полиции Р. Джонсона: «Мы должны действовать, чтобы защитить жизни и имущество».
Что касается имущества, то здесь американский правоохранитель имеет все основания для беспокойства: в городе расположена штаб-квартира крупной транснациональной корпорации «Emerson Electric». Однако тревоги властей не ограничиваются осязаемыми активами. По данным журналиста ВГТРК А. Христенко, «митинги в поддержку семьи убитого парня прошли в десятках городов от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка». Как и следовало ожидать, главный канал связи для протестующих – интернет. «Протесты организовывались в социальных сетях – «Твиттере» и «Фейсбуке». Общий хэштэг — «правосудие для Майка Брауна» , — резюмирует А. Христенко.

Судя по экипировке полиции и Национальной гвардии, они готовы не только подавить протесты, но и сражаться с регулярными вооруженными силами противника: военный камуфляж и бронежилеты с высшим классом защиты, в руках — короткоствольные винтовки калибра 5.56, разработанные на основе армейского карабина М4, шесть дополнительных магазинов к ним по тридцать патронов в каждом. Поддержку обеспечивают бронеавтомобили, рассчитанные на подрыв фугаса .

C правовой точки зрения, использование вооружённых сил США в подавлении протестов имеет все основания. Губернатор штата Миссури Дж. Никсон опирается на директиву под названием «Оборонная поддержка гражданских властей» (Defense Support of Civil Authorities) , принятую ещё 29 декабря 2010 г. Суть этого документа состоит в следующем: губернаторы на местах вправе использовать ресурсы Национальной гвардии для правоохранительной поддержки своих инициатив (в т.ч. противодействие беспорядкам), купирования последствий природных и техногенных катастроф, а также иных непредвиденных событий. Причем военные получают чрезвычайные полномочия в двух случаях:
1. угроза значительного ухудшения жизненных условий населения и бессмысленного уничтожения имущества;
2. ситуация, при которой федеральные и местные органы власти не в состоянии защитить собственность государства и обеспечить дееспособное выполнение возложенных на них полномочий. Эта директива стала достоянием общественности ещё 28 мая 2014 г. благодаря статье Б. Герца в «The Washington Times» .

C точки зрения глобальной политики, события в Фергюсоне дискредитируют не только личность Б. Обамы как первого афроамериканца, добившегося президентской власти, но и саму идею пострасового развития Америки. Межрасовые противоречия свойственны не только США, но и всему миру, но именно в «граде, светящемся на холме», они стоят ныне так остро. Гражданские протесты афроамериканцев демонстрируют, что феномен Обамы – это не правило, а исключение из правил.