«Неуд» за Крым

Проведя на Керченской переправе несколько суток, россияне вряд ли вернутся на полуостров в следующем году

Усилия «Единой транспортной дирекции» — оператора перевозок, работавшего на Олимпиаде и весной брошенного на крымскую переправу — нисколько не решают проблему многокилометровых пробок на пути к ставшему российским полуострову. Ждать в очереди на паром приходилось и в мае, когда тысячи туристов впервые ринулись в Крым, и в июне, когда их число увеличилось до десятков тысяч. В июле и августе поток вырос еще в несколько раз. Месяц назад через пролив переправляли около 10 тысяч туристов за сутки, сегодня более 20 тысяч. С окончанием курортного сезона пробки перешли на крымскую сторону.

За сутки — с 15 по 16 августа — совершено 93 рейса, которые перевезли 3683 автомобиля (почти 2 тыс. из Керчи) и 20 777 пассажиров. Со стороны Краснодарского края паром ожидают 603 машины, в Крыму — 1960 машин, сообщили «Русской Планете» в пресс-службе «Единой транспортной дирекции». За внушительными цифрами — истории красных от загара туристов, на волнах «русской весны» решивших покупаться в Феодосии и Коктебеле.

Поздний вечер. Уже на подъезде к Керчи начинается пробка, с перерывами тянущаяся до самого парома. Ее разбили на несколько отстойников — иначе машины, по номерам которых можно изучать географию России, парализовали бы движение в городе. Вдоль дороги расхаживают уставшие мужчины в шортах, понурые дети и их мамы в купальниках. Большинство провели здесь, в обволакивающей южной духоте, целый день и останутся на ночь.

Вяло, больше для острастки, работают и измотанные за день инспекторы ДПС. Проезжающие по встречной полосе машины несколько раз останавливают и сами водители, дежурящие в пробке — не так агрессивно, как на российской стороне, но они все-таки расспрашивают, почему нарушают очередь. Обычно хватает украинского номера (пусть и с заклеенным сине-желтым флагом) и словесных объяснений.

На подвозившем меня такси не было шашечек, поэтому водитель сперва объяснял, что живет в районе крепости — самой окраины Керчи, перед паромом. Когда проехали ее, стал говорить, что спешит на работу в порту.

— Работаю поваром. Вы чего, кстати, машины пропускаете? — сердится он на инспектора ДПС, показав на проехавшую иномарку с российскими номерами.

— С машиной сейчас разберемся. А в каком кафе работаете? — спрашивает сотрудник ДПС.

— «Визит», слева находится. Знаете? — не теряется водитель.

— Я не местный. Проезжайте.

Для охраны порядка сюда, к пробке в две тысячи машин, направили полицейских из центральных районов России.

Погрузка автомобилей на паром в порту «Крым», 16 августа 2014 года. Фото: Андрей Кошик / «Русская планета»Пару недель назад, когда пробка тянулась на кубанской стороне, местные власти установили несколько деревянных душевых кабинок с пластмассовыми баками на крышах, расставили выбеленные солнцем биотуалеты, растянули палатки МЧС, в которых водители могли поспать несколько часов на двухъярусных кроватях. Но воспользоваться этой услугой возможно было только, если в машине у кого-то еще есть права. Иначе вы потеряете место в очереди.

В Керчи удобств пока нет — только пару раз за всю пробку встретились выносные лотки с едой. Из-за жары ассортимент не отличается разнообразием — газировка, конфеты, чай и кофе. Нет ни молочных продуктов, ни горячих блюд. На противоположной стороне примерно те же товары, но в самом начале пробки есть кафе. Цены можно сравнить, пожалуй, с привокзальными — за литровую бутылку воды просят 100 рублей, стаканчик растворимого кофе стоит 40-50 рублей. Заправок тоже нет, поэтому экономят на кондиционерах.

Туристы признаются: перед выездом читали о пробках в интернете, но поверили самым оптимистичным сообщениям о том, что ожидание займет 10-15 часов. А прождав дольше, жалко просто развернуться и уехать в Анапу.

«Настоятельно рекомендуем туристам, направляющимся на отдых в Крым, пользоваться общественным транспортом», — предупреждают в «Единой транспортной дирекции». И это действительно выход, так как автобусам дают «зеленый свет» и в ожидании парома их пассажиры проведут максимум пару часов. Без очереди проходят и пешие пассажиры — купив за 162 рубля билет на переправу, они сразу садятся на первый причаливший паром. На противоположной стороне тех, кто добирается своим ходом, ждет разочарование — рейсовые автобусы ходят всего несколько раз в день, без «единого билета» (он выдается тем, кто едет трансфером на автобусах из Крыма в Краснодарский край) сесть на транспорт «Единой транспортной дирекции» не получится. На выручку приходят только частники — такси до Краснодара обойдется в пять тысяч рублей за рейс, если сложиться нескольким туристам, выходит не так дорого.

Переправа через Керченский пролив занимает около 20 минут, но заполнение судна автомобилями и швартование к причалу увеличивает это время втрое. На паромах нижнюю палубу занимают автобусы и машины, на двух верхних размещаются пассажиры. За порядком на борту следят работники и полицейские, но на курение, о запрете которого объявил капитан, никто не обращает внимание.

В самой «Единой транспортной дирекции» нерасторопность объясняют просто: и в порту «Кавказ», и в Керчи всего по три причальных стенки, разместить больше паромов не представляется возможным. Еще год назад в сезон пиковых нагрузок переправа за сутки перевозила около 300 машин — в двенадцать раз меньше, чем сегодня, потому что большинство туристов ехали в Крым через материковую часть Украины. Вторая беда — западные санкции. У нас просто нет собственных крупных паромов, а иностранные компании не решаются сдавать их в аренду на крымскую переправу. Пока навстречу пошла только Греция, предоставившая судна «Олимпиада» и «Ионос». Но почему привлечением новых паромов дирекция занимается только сейчас, когда уже стоят многокилометровые пробки — ответа нет.

В этот курортный сезон Крым посетили даже те, кто не был там с советских времен. Но неразбериха с паромом принесет полуострову дурную славу — вряд ли, простояв двое суток на стороне порта «Кавказ» и столько же по дороге домой, отдыхающие решатся приехать сюда еще раз.

Напомним, что правительство России провозгласило: Крым должен принять не меньше трех миллионов туристов. Это только половина от среднего количества отдыхающих прошлых лет. Перевозя по 20 тысяч в сутки (и то, только в конце сезона), мы получим, вычтя начало июня и конец августа, не больше полутора миллионов. И трудно поверить, что еще полтора миллиона придется на авиаперевозки.