Арифметика «белого конвоя». Почему многие машины полупустые

Российский «белый конвой», который ждет разрешения на транспортировку гуманитарных грузов в Донецк и Луганск, вновь дал повод для обсуждения после того, как журналистам продемонстрировали полупустые фуры. Журналисты и широкая общественность удивились этому факту и стали строить предположения о причинах такого «недогруза». А профессионалы в области логистики начали сокрушаться тому, как эта самая общественность слаба в области элементарной физики.

То есть один и тот же кузов с сахаром или солью технарь и условный гуманитарий (то есть человек без технических и инженерных знаний) видят по-разному. Это вполне естественно, так как инженеров учат всегда учитывать «скрытые сущности» предметов: в данном случае плотность самого груза и плотность груза с учетом особенности его упаковки.

Вообще-то логистика – это целая наука, которую изучают в специализированных вузах. Грузов великое множество, и в процессе перевозки они ведут себя совсем по-разному, их нужно по-разному укладывать и перевозить. Но для общей оценки ситуации достаточно будет просто оценить, какой объем и массу занимает тот или иной груз.

Как будем считать?

Для любого автоперевозчика важными параметрами являются габариты груза, его объем и масса. Начнем с массы. Если она превышает грузоподъемность машины, то автомобиль просто может сломаться, даже не начав движение. При этом нужно учесть ограничение по нагрузке на ось машины, что исключает неправильную загрузку тяжелых и компактных грузов.

Например, если вы возьметесь перевозить 11 тонн свинца, то он уместится в куб со сторонами 1 метр. Однако было бы неправильно просто поставить его над задней осью, если разрешенная нагрузка на ось 10 тонн. Если он неделим, то его стоит переместить вперед, чтобы распределить вес на передние оси, а если делим – например, это листы свинца, – то лучше вообще разложить их ровным слоем, не только уменьшив нагрузку на оси, но и снизив центр тяжести. Распределение груза – тоже целая наука, и транспортники постоянно ведут соответствующие расчеты. Но не будем вдаваться в эти детали и примем в общем, что груз лучше раскладывать по кузову равномерно и смещать к передней части фуры, где она опирается на тягач.

Стоит обратить внимание на то, что любой перевозчик, хоть частный, хоть государственный, учитывает плотность груза, особенно если грузы пойдут в колонне. Например, туалетная бумага или пластиковые туалетные кабинки будут грузом объемным, но легким. Груз не будет в тягость тягачу. Но если мы везем соль и загрузим солью машину под ее предельную загрузку 20–24 тонны, то тягачу будет тяжело, и в составе колонны он может нарушать строй, особенно если движение будет осуществляться по пересеченной местности.

Жара также вредит транспортировке грузов – по причине того, что в такую погоду падает мощность двигателя. Поэтому при формировании колонн учитывается и этот фактор: часть машин может идти действительно не под полной нагрузкой. Искусство в том, чтобы все грузовики загрузить так, чтобы у них была одна масса на лошадиную силу. Хотя, разумеется, часто этими правилами пренебрегают, а иногда, наоборот, перестраховываются.

Пример с солью

Итак, судя по фотографиям, КамАЗы тянут стандартные еврофуры, хотя кое-где видны и более легкие грузовики. Еврофура, согласно информации логистических компаний, имеет грузоподъемность 20 т, ее длина 13,6 м, ширина 2,5 м, высота 2,5–2,8 м. То есть площадь кузова 34 кв. м, а объем 82–102 кв. м.

Согласно опубликованной информации, конвой везет 30 тонн пищевой соли. Соль упакована в мешки. Плотность соли в монолите составляет 2,1 т/м3, а в виде насыпного груза чуть более 1 т/м3. Но в нашем случае соль перевозится в мешках, то есть занимает еще больший объем, засчет пустого пространства между мешками.

В логистике есть такие термины – удельный вес груза и Stowage Factor. Удельный вес – это соотношение массы и объема груза. Stowage Factor – отношение полного объема на вес. Например, stowage factor для железной руды может быть 0,53 м3/т, а для кофе в 60-килограммовых мешках он составит 1,9 м3/т.

Для удобства стивидоров существуют специальные таблицы. Согласно им SF для соли в мешках составляет 1,2 м3/т. Значит, 30 тонн соли займет объем 36 м3. Предположим, что я жалею машины либо машины еще не прошли обкатку (об этом ниже) и разобью 30 тонн соли на две фуры, по 15 тонн. Тогда в каждой фуре надо будет разместить 18 м3 груза. Площадь фуры – 34 м2. Делим объем на площадь и получаем высоту загрузки – чуть более 50 сантиметров. Это 1/5 высоты фуры. Даже если я загружу фуру под завязку ее грузоподъемности, все 20 тонн, то высота слоя мешков будет 70 сантиметров. Это будет выглядеть как пустая фура.

Всякое-разное

То, что сказано про соль, относится и к сахару-песку в мешках. Есть и другие компактные продукты: – 340 тонн мясных консервов можно загрузить в 23 фуры, если принять ее 15-тонную загрузку. При SF для этой продукции 1,67 ее объем станет 568 м3, то есть в каждую фуру мы попробуем загрузить 25 м3 груза. 25 м3 делим на 34 м2 и получаем слой 73 сантиметра. Аналогичная ситуация с крупами.

Возникает вопрос: а зачем вообще нужны такие фуры? Фура – это, по сути дела, бортовой грузовик с тентом. Не было бы тента, речь шла бы о так называемых шаландах. В них возят груз, который не боится дождя и солнца. Но это не относится ни к соли, ни к сахару, ни даже к питьевой бутилированной воде, если она разлита в пластиковые бутылки. Солнечный свет способствует проникновению пластификаторов в воду.

В фуре удобнее везти также объемный груз, который на шаланде норовил бы вывалиться за борт. Например, туалетная бумага. Этот груз весьма востребован в районах гуманитарных катастроф из соображений санитарии. А его SF в случае упаковки в ящиках – 9,9, то есть фура объемом 99 м3 сможет взять всего 10 тонн груза, даже будучи упакованной под самую завязку.

Странности конвоя

Но наблюдателей удивляет не только объем груза в фурах, но и количество фур по отношению к массе. Официально заявлено о грузе массой 1810 тонн, который грузят на 262 единицы техники. Получается, менее 7 тонн на машину. Весьма щадящая нагрузка. Российские официальные лица заявляют, что нагрузка на машину была специально снижена, так как машины новые и еще не прошли обкатку. И тут заметна одна техническая особенность.

Если обратить внимание на различные российские сайты, то видно, как слегка варьируются вроде бы одни и те же рекомендации. Например, строительный справочник указывает, что автомобили КамАЗ обкатываются на дорогах с твердым покрытием на расстоянии 40–50 км с максимальной скоростью движения не более 40 км/ч и нагрузкой, не превышающей 75% номинальной грузоподъемности автомобиля. А вот сайт продавцов запчастей к КамАЗу пишет, что максимальная скорость при движении автомобиля не должна превышать 50 км/ч и полезная нагрузка автомобиля должна составлять 75% номинальной грузоподъемности.

В чем разница? Дело не только в увеличении на 10 км/час допустимой скорости. В первом случае 75% от номинальной грузоподъемности – это верхний предел, и если я загружу машину на 30% ее номинала, то есть 7 тонн, то формально выполню предписание. И никто меня не осудит, и начальство не придерется, если машина сломается в дороге. А вот 75%, то есть 15 тонн, а не дай бог 15,1 тонны, – и тогда уже кому отвечать? Российская бюрократическая система со времен царя Гороха настроена на перекладывание ответственности с одних плеч на другие.

Так что я совсем не удивляюсь тому, что машины идут недогруженными. В их надежности действительно могли быть сомнения, а то, что они съедают лишнее топливо, так платит за него бюджет, а на всем постсоветском пространстве люди еще не научились относиться к бюджетным деньгам как к своим собственным.

Вот и вышла в рейс огромная белая колонна, видимая издалека, даже из космоса, загруженная по самым щадящим правилам, так что человеку с гуманитарным мышлением машины кажутся пустыми. К тому же организаторы колонны не боятся тратить бюджетные деньги, зато – по российским бюрократическим правилам – боятся не выполнить поручение: что, если такая красивая колонна встанет на полдороге из-за сломавшегося автомобиля или двух. Ведь кроме практического значения для колонны явно было задумано и символическое, агитационное, а ему уже подчинены остальные задачи.