Униаты тоже идут на войну против Востока

Украинские греко-католики повторяют ошибки 1917 года и Гражданской войны.

Кардинал Любомир (Гузар), в прошлом – глава Украинской греко-католической церкви, дал примечательное интервью информационному агентству Укринформ. Уже с заголовка понятна его тональность. «Если матери не благословят детей на войну – не будет государства», – заявил владыка.

Беседуя с журналистом, кардинал вел себя, скорее, как политик, а не духовное лицо. Он потребовал от Верховной рады «сразу ратифицировать» Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Квалифицировал парламент как неподобающий, поэтому «надо кардинально его изменить, как и систему выборов в Верховную раду». И подробно рассказал о своем отношении к протестам украинских матерей против призыва на войну на Востоке Украины. Матери «должны понять, такая ситуация во всем мире, люди идут на войну –защищать, собственно, своих матерей. И здесь иного нет выхода… Знаете, я рос, когда была Вторая мировая война. И видел, что война – это очень страшная вещь. Но ничего не поделаешь, надо защищаться. Только в войне – другого пути сегодня не вижу – мы можем получить свою независимость. Раз есть агрессия, те, кто на нас нападает, должны защищаться».

Апелляция ко Второй мировой войне со стороны экс-главы УГКЦ интересна. Многие из нас автоматически восстановили в уме противостояние нацистской Германии и Советского союза, то есть, конфликт между двумя государствами. Однако для Украины это была еще и война гражданская, когда захидные украинские националисты пытались навязать свою идентичность схиднякам. Кровавое вышло противостояние, ведь Захид отказывал Схиду в «украинстве». То же самое происходит сейчас. И греко-католическая церковь вновь встала на одну из сторон вооруженного противостояния. Униаты активно и открыто принимали участие на Майдане в Киеве, благословили Февральский государственный переворот, добровольно влились военными капелланами в ряды украинской армии и добровольческих батальонов. Так что слова кардинала Гузара ничем не противоречат общей политике его конфессии. Однако через подобные искушения уже в 1917-1918 годах проходила Русская православная церковь. Допущенные РПЦ ошибки дорого стоили как церковной иерархии, так и обычным верующим.

Призывать верующих к защите свой страны от внешней агрессии не есть грех, а благородное дело. Иное – гражданская война, а именно она сейчас идет на Украине. В свое время Московская патриархия во главе с патриархом Тихоном дали себя ввязать в противостояние в бывшей Российской империи на стороне белых и против большевиков. РПЦ имела большие амбиции. Церкви казалось, что Февральский переворот 1917 года дает ей хорошие возможности восстановить самостоятельность и влияние, утраченное в синодальный период. Поэтому на Поместном соборе не встали на сторону монархии. Планы поломали большевики, которых не устраивало наличие «государства в государстве». Поскольку поначалу иерархам казалось, что советская власть долго не продержится, они бросили публичный вызов. Хотя первоначально в посланиях патриарха Тихона речь шла о том, чтобы противостать противникам Церкви, и белые, и красные приняли все на свой счет, интерпретируя слова предстоятеля с точки зрения политической целесообразности.

Однако логика гражданской войны таких нюансов не разбирает, а раны болят долго. Это характерно не только для украинского и российского общества. Когда в октябре прошлого года в Испании архиепископия Таррагона провела церемонию беатификации 522 «мучеников гражданской войны», это вызвало упреки Ватикана в том, что он узаконивает «диктатуру Франко». Массовая беатификация вызвала бурю негодования среди тех испанцев, которые обвинили Римско-католическую церковь в «политической легализации франкизма». Против этого шага выступили ассоциации жертв диктатора, причем, поддержку они нашли и среди некоторых кругов испанских католиков. Когда на униатском портале Католицький Оглядач негодуют, как глава Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Онуфрий смеет квалицифировать «борьбу с терроризмом» как «братское кровопролитие», эта игра в политику, через которую та же Испания выходила через кровавые испытания. Что касается России и Украины, то сведения об уплаченной клириками цене содержатся в материалах дел по канонизации новомученников.