Русь за Атлантикой

Массовая эмиграция карпато-русского населения на американский континент в конце XIX – начале XX в. – неисследованная страница общерусской истории. В России принято говорить о русской эмиграции, подразумевая эмиграцию белогвардейскую, и весь исторический дискурс о русских эмигрантах в Америке вертится вокруг именно этой темы.

Не настало ли время расширить рамки исследования, как хронологические, так и этнографические? Русская эмиграция в Америке – явление многокомпонентное, которое нельзя сводить только к белогвардейской эмиграции. Задолго до оной, начиная с 1880-х, в Соединенные Штаты и Канаду хлынули волны переселенцев из Галичины, Буковины, Закарпатья и др. регионов Западной Украины.

Тогда понятия «Западная Украина» не существовало. Вышеуказанные регионы находились в составе Австро-Венгрии, а их население еще помнило об истории Галицкой, Буковинской и Угорской Руси, и, соответственно, чувствовало свою принадлежность к Русскому миру.

Конец XIX – начало ХХ в. – период зарождающегося противостояния украиноманов (сторонников отказа от русской идентичности в пользу новоявленной украинской) и их «твердорусских» оппонентов, отстаивавших идею исторической преемственности Карпатской Руси, как западной части Русского мира.

В украинских учебниках истории этот нюанс не отражен. Массовый выезд безземельных галичан и буковинцев за океан преподносится как начало украинской эмиграции, и ни слова нет о карпато-русской составляющей этого процесса. Эта тема для украинской истории – табу, особенно причины эмиграции времен Первой мировой войны. Причинами последней послужили кровавые репрессии австрийского оккупационного правительства и его союзников-украиноманов в отношении галицко-русского населения. Массовые расстрелы и повешения, в т.ч. женщин и стариков, были тогда повседневным явлением. Австрийские штыки и предательство украинских националистов окончательно уничтожили Карпатскую Русь.

К счастью, сохранились архивные документы о том, как, и чем жили карпатороссы Нового Света (1). В Соединенных Штатах и Канаде выпускались карпато-русские газеты, альманахи, книги. Учреждались православные братства, братства взаимопомощи и комитеты соотечественников (Товарищество галицкий русинов, Братство русских галичан, Общество русских братств). Велась просветительская и проповедническая деятельность.

В годы Первой мировой Американская Русь всем сердцем желала победы русскому воинству. Дело зашло так далеко, что австро-венгерские власти засылали в карпато-русскую среду идеологических диверсантов, чтобы расколоть Американскую Русь на конкурирующие кланы. В этом им активно помогала украинская эмиграция.

Американская Русь оставила для русской истории сразу несколько ярких имен: протопресвитер Петр Коханик (автор «Начала истории Американской Руси» и др. книг), св. праведны Алексий Уилкс-Баррейский (Товт), Иосиф Федоронко (в 1919 г. возглавлял Совет освобождения Карпатской Руси), меценат Петр Гардый, священник Роман Самело.

Последний, будучи редактором карпато-русских газет «Русскій народъ» в Виннипеге и «Русскій голосъ» в Эдмонтоне, в 1922 г. лично представил канадскому премьеру Макензи Кинга меморандум об освобождении «русской Галичины, Буковины и Лемковщины».

В начале ХХ в. карпато-русские газеты в Угорской, Галицкой, Буковинской Руси неоднократно посвящали карпато-русскому вопросу в Америке свои репортажи. Затем – долгие десятилетия полного забвения. В Советском Союзе об Американской Руси не говорили: карпато-русская эмиграция «грешила» монархическими настроениями, хотя и не становилась в жесткую оппозицию к советской власти (в 1941-1945 гг. Американская Русь проводила многочисленные митинги и акции по сбору средств в помощь СССР).

Сегодня ничто не сдерживает любознательного историка, занимающегося судьбой Американской Руси. Но, к сожалению, на горизонте исторической науки пока не появилось имя, способное представить нам историю карпато-русской эмиграции в развернутом и систематизированном виде. В библиотеках США и Канады пылятся сотни редких документов на эту тему.

Еще менее изученным остается история карпато-русской эмиграции в Южную Америку, куда закарпатцы, галичане и буковинцы эмигрировали в середине XIX в., т.е. перед эмиграцией в Северную Америку.

Бурную историю Американской Руси не осветить в одно статье. Данный текст носит обзорный характер, и намечает лишь вехи и контуры обширного исторического пласта, обозначаемого словосочетанием «Американская Русь», и который является неотъемлемой и довольно экзотической страницей общерусской истории.