Украина: грядущие потрясения

Пока внимание российской общественности приковано к боевым действиям в Новороссии, на сопредельной территории Украины, контролируемой киевским режимом, разворачиваются не менее разрушительные процессы (хоть и не столь стремительные). Речь, конечно же, идёт об ухудшающемся экономическом положении в стране и росте социальной напряжённости.

Об основных вехах этого процесса мы и поговорим в данной статье, параллельно пытаясь разобраться в возможных последствиях происходящего.
Ни для кого не секрет, что уровень жизни населения Украины постоянно падает. В последнее время СМИ то и дело пестрят заголовками об очередном повышении цен на те, или иные товары и услуги. Проанализировав эти материалы, мы можем получить довольно достоверные данные о том, насколько обеднеет каждый житель «незалежной» в ближайшем будущем.

Итак, начнём с наиболее обширных проблем, влекущих за собой целый шлейф более мелких неурядиц. Самая серьёзная угроза, нависшая над Украиной – это нехватка средств в её бюджете. Денег нет ни на что, включая функционирование госучреждений и зарплаты бюджетникам. Киевское правительство с самого начала своего пребывания при власти не имело других вариантов решения проблемы дефицита бюджета, кроме получения кредитов от МВФ. Работой в этом направлении оно и занялось. В результате была достигнута договорённость о предоставлении Украине стабилизационного кредита в размере 17 млрд. долларов. Средства должны были поступать отдельными траншами каждые два месяца на протяжении двух лет. Первый транш, суммой 3 млрд. долларов был выделен Украине в мае. Разумеется, его получение сопровождалось победными реляциями в СМИ, поддерживающих киевский режим. Но ликование было не долгим. Не успели закончиться выделенные деньги, как неожиданно (для власти, разумеется) проявили себя проблемы, о которых специалисты говорили уже давно. Международный валютный фонд предупредил Украину о том, что если ей не удастся восстановить контроль над мятежным Донбассом, суммы последующих траншей будут пересмотрены в сторону уменьшения. С точки зрения здравого смысла это выглядит вполне логично: меньше регионов в составе государства – меньше затрат; меньше затрат – меньше сумма кредита. Именно в этот период киевский режим, во главе с «новоизбранным» президентом Петром Порошенко, начал отдавать своим вооружённым формированиям истеричные приказы о немедленном и стремительном наступлении на Донбасс, с целью полной ликвидации республик. Как мы знаем, из этого до сих пор ничего не вышло.

Но вернёмся к теме кредитов.

Как ни старалось правительство Яценюка, вместе всей Верховной Радой и самим Петром Порошенко выполнить условия МВФ, второй транш кредита не был получен в срок. Он должен был поступить в июле, но вместо этого, фонд прислал на Украину свою мониторинговую миссию, с целью изучить возможность дальнейшего кредитования этого государства. Проще говоря, само предоставление последующих траншей кредита было поставлено под вопрос.

Стремясь, во что бы то ни стало, получить вожделенные средства, правительство начало, в соответствии с требованиями фонда, значительно повышать цены на коммунальные услуги. Об этом мы подробнее расскажем ниже. Но даже такие меры не смогли убедить проверяющих от МВФ. По окончании миссии на Украине, её сотрудники отказались озвучить однозначный ответ, относительно дальнейшей судьбы обещанного кредита. И только после совещаний со своим американским руководством, они всё же порекомендовали выделить средства (правда, в гораздо меньшем объёме и в более поздний срок). Теперь предполагаемая сумма второго транша кредита составляет 1,4 млрд. долларов, вместо 3 млрд., а вопрос о её выделении будет рассмотрен на заседании фонда лишь в конце августа. Это означает, что деньги поступят на Украину не ранее сентября. Напомним, раньше планировалось, что в сентябре фонд предоставит уже третий транш, а его сумма должна была быть в два раза больше. Фактически, это говорит о том, что МВФ попросту отказал Украине в получении второго транша кредита и значительно уменьшил сумму третьего.

Как мы видим, взаимоотношения Украины с МВФ, от которых сейчас зависит бюджет этого государства, являются далеко не безупречными и, ввиду сложившейся ситуации, перспектива их улучшения представляется маловероятной.

Последствия нехватки бюджетных средств уже вполне отчётливо ощущают и рядовые граждане. Для них это выражается, прежде всего, в повышении тарифов на коммунальные услуги. За долгие годы после развала Советского Союза многие из нас привыкли к тому, что когда с экранов телевизоров, или страниц газет нам говорят о повышении тарифов, то речь идёт о нескольких копейках. Но сегодняшняя ситуация на Украине совсем не такова. С первого июля тариф на водоснабжение вырос на 84%, а тариф на водоотведение – на 105%. Кроме того, цены на газ для населения возросли на 50%, а электроэнергия подорожала на 10 – 40% (в зависимости от региона). В совокупности эти подорожания коммунальных услуг привели к тому, что, например, владельцы трёхкомнатной квартиры, тратившие ранее на их оплату примерно 950 гривен в месяц, теперь станут платить около 1500 гривен.

При этом, в погоне за очередными кредитными средствами, правительство уже инициировало рассмотрение законопроекта, который бы позволил выселять должников из квартир, не возвращая им стоимости отобранного жилья (ранее стоимость возмещали, за вычетом суммы долга). Принятие этого законопроекта является одним из требований Международного валютного фонда.

Вместе с тем, помимо роста цен на коммунальные услуги, по карманам граждан Украины бьёт ещё и общая инфляция в стране. За первую половину 2014 года, её показатель превысил 12%. Хотя, летний период – далеко не самый худший в этом отношении, ведь летом значительно дешевеют овощи, входящие в типичную «продуктовую корзину». С наступлением холодов, ситуация значительно усугубится.

Помимо цен на продукты, продолжают расти и цены на бензин. Если в апреле стоимость различных марок топлива колебалась от 12 до 14 грн, то сейчас цены варьируются в диапазоне 15 – 17 грн и тенденция к их росту не прекращается.

Всё вышеперечисленное происходит на фоне постоянного падения в цене национальной валюты, а значит и уменьшения покупательной способности граждан. Об индексации зарплат на Украине никто и речи не ведёт. В день написания этой статьи курс доллара по отношению к гривне достиг своего исторического максимума, перейдя отметку в 13 грн. И хотя в ближайшее время власти наверняка попытаются удерживать его методами административного регулирования, вряд ли это способно изменить общую тенденцию.

Для большей наглядности приведём простой пример. Средняя зарплата на Украине – 3500 гривен. До начала «революции» в ноябре 2013 года, при курсе 8 грн за 1доллар, это составляло 437 долларов. Сегодня же, при курсе в 13 грн за 1 доллар, сумма уменьшилась до 269 долларов. При этом, цена почти всех товаров народного потребления на Украине формируется с учётом стоимости бензина и иных ресурсов, закупаемых за рубежом за эти самые доллары. А потому, дорожает абсолютно всё.

В своём выступлении перед депутатами Верховной Рады 12 августа, глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева назвала одной из главных причин стремительного падения курса гривны продолжающуюся войну на Востоке страны. В ответ на вопрос одного из депутатов о том, когда же национальная валюта перестанет убавлять в цене, она спросила его, когда прекратятся боевые действия на Донбассе. Такая постановка вопроса выглядит абсолютно обоснованной. И не только потому, что деньги любят тишину. Война несёт Украине колоссальные убытки, поэтому вопрос её влияния на экономику государства мы рассмотрим более подробно.

Разумеется, основной ущерб, наносимый украинской экономике войной на Донбассе, заключается в том, что на её ведение тратятся весьма значительные средства. Самая большая проблема состоит в том, что эти деньги не вернёшь. Они, фактически, сгорают. Но ввиду отсрочки выделения второго транша кредита от МВФ (а по факту – отказа в его предоставлении), в бюджете довольно скоро могут и вовсе закончится средства для ведения войны. Один день боевых действий обходится украинской казне в 3 млн. долларов. При этом, министр экономики Украины Александр Шлапак, выступая в парламенте 21 июля заявил, что в резервном фонде бюджета (именно из него финансируется военная операция на Востоке страны) осталось всего 42 миллиона долларов. На дальнейшее ведение боевых действий необходимы несоизмеримо большие средства. Но экономить уже не на чем. Украинская армия – пожалуй, единственная в мире, в которой военнослужащие, принимая участие в боевых действиях не получают ни «боевых» (специальный вид выплат военным, находящимся в горячих точках), ни надбавок. Пособия по утрате кормильца семьям погибших военнослужащих также не выплачиваются. Доходит до того, что даже не всех раненых лечат за государственный счёт. Некоторым из них боевые ранения записывают в медицинские карточки как последствия несчастного случая, или неумелого обращения с оружием. Такая формулировка лишает их права лечиться за государственный счёт.

И даже при таких внушающих мерах экономии, денег на ведение боевых действий всё равно не хватает. В этих условиях, киевский режим решил прибегнуть к своей обычной тактике и возложить бремя ответственности за собственные политические ошибки на плечи населения страны. На внеочередном заседании парламента, состоявшемся 31 июля, был принят закон, вводящий для граждан Украины военный налог в размере 1,5% от доходов. Этот закон вступил в силу 3 – го августа. Для украинских обывателей он означает, что теперь с каждой заработанной тысячи гривен, 15 гривен они будут вынуждены отдавать на военные нужды.

Но разрушительный эффект для Украины от начатой ею войны не ограничивается лишь тратой и без того дефицитных бюджетных средств. Боевые действия происходят в наиболее промышленно развитом регионе страны, вследствие чего разрушается едва ли не единственная отрасль, приносившая ей прибыль – тяжёлая металлургия. Это наносит экономике несчастного государства колоссальный урон. По оценкам экспертов, падение ВВП Украины во втором квартале 2014 года составило 4,7%. Но это ещё не предел. В уже упомянутом нами выступлении перед депутатами Верховной Рады, министр экономики Александр Шлапак прогнозировал падение ВВП на 6% до конца текущего года. И стоит отметить, что это – один из самых оптимистичных прогнозов, ведь киевские управленцы склонны скрывать отрицательные результаты своей деятельности. Кстати, сами они планировали компенсировать падение ВВП развитием малого и среднего бизнеса (по крайней мере, на словах). После одной из встреч с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным, госсекретарь США Джон Керри даже заявил о готовности Америки выделить средства на эти цели. Правда ни о сроках предоставления кредита, ни о конкретной сумме речи не было, а потом данная тема и вовсе забылась за ненадобностью и несбыточностью.

На фоне всех этих благовидных разговоров, украинские малые и средние предприниматели массово закрывают свои фирмы из-за увеличившихся налогов. Иностранные же инвесторы и вовсе на пушечный выстрел не желают подходить к стране со столь нестабильной экономической и политической ситуацией, к тому же ведущей войну.

Но, как говорится: «кому война, а кому – мать родна». В отличии от малых и средних предпринимателей, некоторые представители крупного бизнеса (они же – олигархи) умудряются получать финансовую выгоду от ведущихся боевых действий. Так, например, днепропетровский олигарх – губернатор Игорь Коломойский на безальтернативном тендере выиграл право поставлять солярку для армии по 30 гривен за литр, что в два раза дороже рыночной стоимости. Кроме того, он же поставляет в войска бронежилеты, стоимостью 20000 гривен за 1 шт., — втрое выше их розничной цены. Правда, не всем олигархам живётся так хорошо. Ринат Ахметов, не так давно считавшийся богатейшим человеком Украины, сейчас терпит колоссальные убытки, ввиду того, что его предприятия сосредоточены преимущественно на территории, где ведутся боевые действия. Однако, учитывая, что помимо заводов на Украине, он имеет ещё и огромные активы в других странах, вряд ли эта война способна разорить его окончательно. Впрочем, олигархи не привыкли прощать кому – либо подобных финансовых потерь. Это лишний раз подтверждается тем, что в минувшую субботу, подконтрольная Ринату Ахметову газета «Сегодня» напечатала статью писателя Олеся Бузины, известного своими прорусскими взглядами. Публикация носила ярко антивоенный характер. То, что в ахметовской газете начали снова печатать такого диссидента, как Бузина может свидетельствовать только об одном: противоречия в украинской олигархической верхушке нарастают.

С этим тезисом мы плавно переходим к описанию того, как воздействует на общество катастрофическая ситуация в украинской экономике и гражданская война, идущая, вот уже четвёртый месяц.

Первое, что приходит в голову, это усилившиеся протесты, спровоцированные началом третьей волны частичной мобилизации. Против неё выступают преимущественно сельские жители западных регионов страны. Всё дело в том, что именно оттуда набирают большинство рекрутов для вооружённых сил, в расчёте на высокий уровень лояльности жителей этих регионов по отношению к действующей власти, а также на их малограмотность (что означает неспособность отвертеться от призыва с помощью различных юридических уловок). Стоит отметить, что власти даже не скрывают целей мобилизации. Должностные лица киевского режима прямо заявляют о том, что она проводится для замещения потерь в вооружённых формированиях, воюющих на Востоке. Вот только глядя на официальные данные о потерях, понять необходимость подобного замещения невозможно. На сегодняшний день киевские власти признали факт гибели лишь немногим более 500 человек и ранения около 2000. Но реальность расходится с официальной статистикой. По данным, из перехваченных хакерами и периодически публикуемых ими в сети штабных документов Министерства обороны Украины и СБУ, реальные потери уже составляют более 3000 убитыми, более 5000 ранеными и примерно 4000 дезертирами. В современных условиях трудно скрывать правду от населения. Она всё равно просачивается даже в самые глухие сёла вместе с рассказами раненых солдат, вернувшихся с фронта, или просто со слухами. При этом, зная истинные потери украинских силовиков, нетрудно догадаться, почему протестуют жители даже самых «воинственных» регионов. Никому не хочется терять своих близких на войне. В некоторых районах антивоенные митинги сопровождались сжиганием повесток и мобилизационных предписаний, что свидетельствует о серьёзности намерений.

Говоря о процессах, происходящих в украинском обществе, нельзя обойти стороной и ситуацию с «майданом». На минувших выходных его активисты покинули главную площадь страны. Этому предшествовал их «дембельский аккорд», состоявшийся в четверг, когда «майдановцы» жгли шины, отбиваясь от мнимого штурма со стороны батальонов «Киев – 1» и «Киев – 2», сформированных из их же «коллег». На наш взгляд, произошедшее стало подтверждением предположения, высказанного нами в одной из предыдущих статей, о том, что Порошенко попытается распустить «майдан» методом подкупа его формальных и неформальных лидеров. Такая версия отлично объясняет то, почему на выходных активисты безо всякого давления покинули площадь. Ну, а случившееся в четверг выглядит в этом ключе элементарной попыткой вождей «майдана» поторговаться.

Однако, на наш взгляд, не стоит преждевременно хоронить «майдан». Во – первых, он не разъехался по домам, а всего лишь переместился с главной площади Киева на Труханов остров (там они теперь стоят лагерем). А во – вторых, всё вышеописанное создаёт на Украине идеальную почву для новых социальных потрясений. И в отличии от сборища «революционеров» в центре Киева, от толп разъярённых, голодных и обездоленных людей уже не получится откупиться. Кстати, в новом социальном взрыве, вероятно, будут активно участвовать даже жители столицы. Ведь на них экономическая катастрофа в государстве уже воздействует самым непосредственным образом: в Киеве второй месяц нет горячего водоснабжения. По словам мэра столицы Виталия Кличко, это обусловлено мерами по экономии газа, и горячую воду в квартиры подадут не раньше отопительного сезона. Впрочем, специалисты отмечают, что никакой сэкономленный газ не позволит отапливать город всю зиму. Так что, в этом году киевлян ждут холодные батареи и разорванные трубы.

По нехитрым прогнозам, очевидным из темпов развития ситуации, все описанные проблемы, от полного расхода бюджетных средств, до бунтов против мобилизации и замёрзших квартир, достигнут своего пика в конце осени – начале зимы. На Украине хватает сил, желающих воспользоваться социальным недовольством и сместить действующую власть, так что новый переворот – это дело времени.

Остаётся открытым лишь вопрос о том, кто же придёт на смену нынешнему руководству. Впрочем, ввиду специфики «постреволюционного» украинского общества, с его обилием обездоленных, но при этом вооружённых людей, а также всеобщими радикальными и даже воинственными настроениями, дело может закончиться очередной махновщиной со всеми её прелестями, в виде тотальной войны, грабежей, мародёрства и необоснованной жестокости.

Но Украине не привыкать к состоянию Руины. Анархический стержень сидит в большинстве её жителей гораздо глубже всевозможных наносных национализмов и «европейских ценностей». В нём суть этого народа. И пока кто – то извне не остановит эту кровавую вакханалию, не будет покоя на многострадальной земле Украины.