Крепостное право возвращается?

Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова сегодня сообщила, что в кабинетах СовФеда готовится законопроект не в пользу прессы. Согласно ему СМИ, опубликовавшие недостоверную или ложную информацию, будут обязаны на том же месте, тем же шрифтом и совершенно бесплатно поместить опровержение.

По словам Людмилы Нарусовой, за основу будет взят цензурный устав Александра II от 1865 года. В этом документе, например, был пункт о том, что если газеты публиковали ложные сведения, касающиеся частного лица, то обиженный гражданин имел право требовать публикации опровержения без всякого суда. При этом, как заметила Людмила Нарусовой, издание не могло ему в этом отказать — опровержение должно было быть напечатано тем же шрифтом и на том же самом месте, что и порочащий гражданина текст. И сделано это должно быть совершенно бесплатно.

«Раз напечатал неправду, то изволь теперь напечатать и правдивую информацию. Сегодня мы пытаемся добиться того, чтобы и в наше время действовали такие же законы», — заявила Нарусова.

Между тем это заявление председателя Комиссии Совета по Федерации по информационной политике вызвало среди питерских журналистов неоднозначную реакцию.

Так, по мнению журналиста, публициста и историка Льва Лурье, средства массовой информации действительно часто врут. А потому у человека должна быть возможность обращаться в суд, чтобы доказать свою правоту и получить право опровергнуть клевету. По словам Льва Лурье, этим правом как раз и воспользовался в свое время бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который сначала выиграл все суды — ему удалось опровергнуть информацию, которую напечатали про него в газетах, — а потом потребовал от СМИ публикации опровержений.

«Жалею, что рядом с Людмилой Нарусовой нет сейчас Анатолия Собчака, в качестве юриста он бы ее проконсультировал», — сообщил Лев Лурье.

А вот по мнению шеф-редактора регионального выпуска газеты «Известия» Сергея Ярошецкого, если газета опубликовала недостоверные сведения, требовать от нее опровержений совершенно справедливо.

«Если сама редакция признает свою неправоту и согласна с предъявленными к ней претензиями, то можно обойтись и без суда», — считает он.

По мнению Сергея Ярошецкого, любой уважающей себя редакции не составит труда опубликовать опровержение на том же месте и тем же шрифтом, если обиженному человеку так хочется.

«Другое дело, что если такая практика будет иметь место, то в данном случае приходится рассчитывать на порядочность читателей. Ведь, кто знает, если ввести практику публикаций опровержений «без суда и следствия», не появятся ли в коридорах редакций большого количества людей, требующих опровержений по несущественным вопросам», — рассказал он.

В свою очередь председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Константинов сообщил, что сегодня газеты публикуют опровержения в двух случаях — по соглашению сторон или по решению суда. Что же касается предложения Людмилы Нарусовой, то Андрей Константинов посоветовал не торопить события и сначала дождаться публикации законопроекта. По его словам, сейчас мы можем только строить предположения, а вот когда увидим сам закон, поговорим о его достоинствах и недостатках более конкретно.

Символично, что дискуссия вокруг будущего законопроекта о СМИ развернулась в тот день, когда Россия отмечает 150-летие отмены крепостного права на Руси. И сегодня, например, в стенах Мариинского дворца, где в честь этого события проходила научно-практическая конференция, особенно много говорилось о реформах, которые потом оказали положительное влияние на миллионы судеб. О той свободе, что в результате реформ получили люди.

Сегодня тоже — эпоха реформ. Только вот какой они оставят след в истории и что будут думать через 150 лет наши потомки, читая газеты с бесконечными опровержениями?