«Вот теперь заживем!»

Пока что можно с любопытством отметить, что вместо всеобщего уныния введенные санкции порождают всеобщее патриотическое оживление и энтузиазм. Буквально — со всех сторон, за исключением некоторых угрюмых отщепенцев, слышны бодрые крики «Ну наконец-то! Вот теперь ЗАЖИВЕМ!».

Не устаю я дивиться на собственных соотечественников. Поистине, это неисчерпаемый материал для социолога!

Вот зададим себе вопрос: чему радуются все эти люди? По какому поводу все эти приступы счастья?

А поводов никто и не скрывает: народ счастлив оттого, что «мы теперь будем все сами производить». Наладим, стало быть, пресловутое «отечественное производство всего». И сыры, и колбасы, и телевизоры, и бетономешалки. «И может собственных айфонов российская земля рождать». Так прямо и говорят!

То есть то, что для уха нормального человека, казалось бы, не может звучать иначе как анекдот, люди нынче произносят абсолютно всерьез. И не просто всерьез — а и с невероятным воодушевлением! Лица у людей светлеют! Я подозреваю, что подобные выражения были у людей на лицах при сообщениях Информбюро о подходе Советской армии к Берлину. «Надо же! Дожили! Господи! Ну, теперь уже попрёт…».

Давайте все ж опустимся на всю глубину умозаключений сограждан. Что в основе? В основе оказывается не просто странное, а какое-то даже дикое представление.

Ведь спросим восторженного (то есть почти любого) соотечественника — а почему, собственно, раньше-то, до санкций, в России как-то не производились собственные хамоны и айфоны? И получим ответ: некому было заставить.

Спросим русского человека: что мешало тебе за предыдущие 25 лет сделать айфон? И ответит русский человек, свято веря в собственные слова: отсутствие пенделя. Слишком чикался Запад — подкармливал, гуманитарную помощь слал, хамон на нефть менял. А надо было, всего лишь — принудить. Бросить, типа, одного в чистом поле подыхать. И сразу бы все волшебным образом заработало!

Теория красивая, спору нет. Все-таки русский народ на выдумки горазд — не отнять. Я вот даже не могу пересказывать это массовое представление без невольного умиления и смягчения души.

Однако разум и опыт жизни в родной стране заставляют предположить, что теория не имеет отношения к реальности. Не потому не было у нас своего хамона и айфона, что нас к нему «не принудили как следует». А потому, что система, выстроенная в стране, враждебна такого рода сложным вещам.

Причина нашей скудости — внутренняя, а внутри от санкций ничего не переменится. Это означает, что после отмены ввоза хамона ничего «взамен» хамона не появится. Просто — не будет хамона. И всё.

Мои бедные сограждане придумали себе страннейшую теорию — типа если человека избить и ограбить, то он от этого так внутренне преобразится, что воспрянет и станет Биллом Гейтсом. И никто им не скажет, что это чушь, никто… Человек просто будет избит и ограблен, и никакой пользы от этого ему заведомо не будет.

Вот разве что я скажу. Но кто мне поверит?