Элита общества недоверия

Недавно с магистрами разбирались – что такое политическая элита? Обложились умными авторами, концепциями… И что-то не срасталось. Пока не уточнили различие между элитой, истеблишментом и политическим классом.

Слово элита пришло из сельского хозяйства. Элитное зерно, элитные бычки… — лучшее, отборное, на развод. В человеческом обществе это люди, задающие образцы: интеллектуальные, нравственные, духовные… В политической жизни – те, кто открывает новые горизонты и пути их достижения. Люди с длинными мыслями. И эти мысли консолидируют общество, делая его обществом.

Истеблишмент – основной социальный слой общества, реализующий его ресурсы, придающий своим образом жизни этому обществу форму и устойчивое развитие.

Политический класс это депутаты, партии, чиновники, ведущие эксперты, журналисты…

Этот самый политический класс в нынешней России есть и — с избытком.
Истеблишмент, худо-бедно, но складывается. А вот элиты нет.

Более того, отсутствуют механизмы ее формирования. В истории выработались два механизма формирования и воспроизводства элиты. Либо на основе инициативы, предприимчивости, таланта – как это происходит в большинстве стран цивилизационного фронтира. Либо на основе тщательного отбора лучших – как это было в средневековом и есть в нынешнем Китае, как в современной Франции, Японии, как в извращенной форме, но было в СССР. И оба механизма отсутствуют в современной России.

И, похоже, не спроста. Похоже, что нынешний политический класс всячески этому мешает. Вытаптывает ростки конкурентной среды таланта и инициативы.
А отбор и сепарацию, крекинг лучших подменяет личной преданностью по вертикали и вертикалькам.

В результате российская власть превратилась в некое корпоративное сообщество со своими интересами. Дошло до того, что менты (нынешние
полицаи) объявили себя социальной группой (??!!), критика в адрес которой расценивается как разжигание общественной розни наравне с межнациональной.
Это такая нация, государство в государстве. Минимум – этнос.

И тогда понятно почему в России общество и экономика недоверия, когда власть не доверяет бизнесу и обществу, бизнес не доверяет государству и обществу, а общество, вполне справедливо отвечает им взаимным недоверием.
Потому что консолидировать общество на конструктивной основе может только элита. Консолидировать не перед некоей – то ли реальной, то ли выдуманной опасностью, а на конструктивной позитивной основе.

Тогда понятно – почему у России нет национальной идеи – ее просто некому вырабатывать. Нет людей с длинными мыслями. А есть мысли коротенькие, как заячьи хвостики: нам бы только ночь простоять, да день продержаться, иметь возможность рулить ресурсами – финансовыми, сырьевыми, энергетическими, информационными…

Понятны все эти игры с системой образования и наукой. Элита – она, прежде всего, об образовании, науке и культуре думает. Потому что видит новые горизонты и понимает – как к ним идти. Это понимал Петр I, это понимал Ли Куан-ю, к которому дважды приезжал учиться Дэн Сяо-пин. Это по-своему, но понимали коммунисты.

А наш политический класс – он понимает – зачем труба. Понимает – зачем люди у трубы. Понимает зачем люди с ружжом – они охраняют трубу и людей у нее. А зачем – тут остальные, для чего и вообще – что они делают тут – понять им, видимо, не дано.

И называть временщиков элитой – то же самое, что называть педофила чадолюбивым человеком. Конечно, они имеют отношение к власти, также как и тот – к детям.