Политика и субкультуры: скинхэды. Часть I.

Появление первых скинхедов в конце 1960-х не заставило себя долго ждать. Они и появились, выброшенные и воспитанные улицами дети бедных рабочих семей и небогатых клерков, населявших окраины и пригороды Лондона и прочих английских городов. Им не светило в британской жизни ничего, кроме нелегкой работы, пьянства в дешевых пабах, давящего однообразия серых будней, иногда разбавляемых походами на футбольные матчи вместе с компанией себе подобных «корешей».

Мы начнем исследование с модов, чья субкультура в основном послужила прообразом скинхедской субкультуры. И также поговорим о субкультуре футбольных фанатов, пересекающейся с субкультурой скинов. Поклонники футбола появились почти сразу с возникновением этой увлекательной игры, то есть задолго до модов и скинхедов. Причем здесь скинхеды? Ответ будет вновь лежат в плоскости кросс-культурного пересечения субкультур. Известно, что поклонники футбола примыкают к скинхедам, но не все, а лишь их небольшая часть, представляющая собой ядро наиболее активных и, как правило, молодых по возрасту болельщиков, известных под названием субкультуры футбольных хулиганов («хулзов», «фанатов»), образующих свои группировки («фирмы», «мобы»). О футбольных хулиганах мы поговорим более подробно в следующем продолжении. Пока вернемся к модам.

Так сложилось, что субкультура модов исторически стала антагонистами тедов и байкеров. Первые моды проявили свой бойцовский характер еще в начале

1960-х, «прославившись» массовыми потасовками между собой, с тедами и особенно с байкерами на некоторых британских курортах в течение трех месяцев 1964 года. Размежевание между субкультурами шло по разным направлениям. Так моды обращали очень большое внимание на свой внешний вид, где «правили бал» военные куртки цвета хаки, рубашки поло от Fred Perry, костюмы, сделанные на заказ у парней, стильные высокие прически и узкие цветастые блузки у девушек. Модом, в принципе, мог стать мулат или цветной парень. Скутер, с множеством прикрепленных зеркал и иногда стикеров, был основным средством передвижения мода.

В музыкальном плане на первом месте у модов стояла культура «Гаража» («Garage»), возникшего из притяжеленного и намеренно «грязно» сыгранного ритм-н-блюза конца 1950-х — начала 1960-х, (ставшего предтечей панк-рока, музыки связанной с субкультурой панков — авт.), чьими яркими представителями были группы, вроде Small Faces, Mick Farren and The Deviants, отчасти The Troggs и другие. Но исторически появление модов связывают с культовой группой The Who и их песней «My Generation», прозвучавшей подобно громовому раскату в 1965 году. Про тедов мы уже говорили ранее. Их субкультура сложилась в 1950-х, наряду с субкультурой стиляг в России. К середине шестидесятых они уже были старше основной массы модов, состоятельнее, по-другому одевались, слушали другую музыку (рокабилли), в своей массе сочувствовали консервативным политическим партиям. Теды уже не играли большой роли в противостоянии модам в субкультурном ландшафте шестидесятых. Постепенно их движение вовсе сошло «на нет», оставшись в истории.

Основным противником субкультуры модов была вполне оформившаяся к середине

1960-х годов субкультура байкеров. Байкеры ездили на мотоциклах. Слушали рок и рок-н-ролл. Одевались в джинсы, кожаные штаны и куртки, сапоги «казаки», банданы. Отращивали длинные волосы и бороды. На моду им было, в принципе, наплевать. С тедами байкеров сближала агрессивность, приверженность некоторых из них правым, праворадикальным, расистским идеям. Трудно представить себе цветных парней среди английских байкерских мото-группировок тех лет, (да и впоследствии тоже — авт.). В общем, непохожесть модов и байкеров, различные жизненные интересы и времяпровождение вполне способствовали запросу на противостояние. Оно и происходило повсеместно, как только представлялась возможность. Соответственно ареной столкновений модов и байкеров служили территории проводимых рок-музыкальных фестивалей, дешевых пивных баров и прочие места.

От себя добавлю, что некоторые исследователи увязывают историческое появление модов с экономическими последствиями кризиса 1950-х годов в Британии, когда Британская империя стала рушиться, а целые регионы страны только начинали выходить из послевоенной депрессии, благодаря пресловутому плану Маршалла и отчасти они правы. Но лишь отчасти. Ибо экономика, конечно, «наше все», но в случаях появления субкультуры скинхедов от протосубкультуры модов и хардмодов (разновидности «крутых» модов — авт.) на их рождение накладываются, как минимум, еще несколько важных факторов. В первую очередь социальных факторов! Среди них, к примеру, будет назревание в поколении бэйби-бумеров, (а первые скинхеды появились в 1969 году — авт.), чувства неудовлетворенности своей жизнью, отсутствия выхода для скопившейся энергии и жесткое ощущение социального неравенства в рабочей среде.

На таком фоне появление первых скинхедов в конце 1960-х не заставило себя долго ждать. Они и появились, выброшенные и воспитанные улицами дети бедных рабочих семей и небогатых клерков, населявших окраины и пригороды Лондона и прочих английских городов. Им не светило в британской жизни ничего, кроме нелегкой работы, пьянства в дешевых пабах, давящего однообразия серых будней, иногда разбавляемых походами на футбольные матчи вместе с компанией себе подобных «корешей», (здесь начинаются первые пересечения субкультур футбольных хулиганов и первых скинхедов — авт.) и возможности погибнуть в случайной пьяной потасовке в свой выходной после изнуряющей рабочей смены у конвейера. Отмечу, что с рабочими местами в Англии тоже было не все так просто. Распад Британской империи породил большой наплыв эмигрантов из стран, входивших в состав Британской империи, (особенно из Индии и Пакистана — авт.), со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде эмигрантской преступности, ростом безработицы, усилением расовых предрассудков, ксенофобии и так далее.

Однако понимание вышеперечисленного жизненного расклада пришло к некоторым скинам позднее, на волне второй волны подъема интереса со стороны молодежи к субкультуре бритоголовых в конце семидесятых, которая имела ярко выраженные расистскую и националистическую направленности.

Отмечу, что скинхеды конца шестидесятых назывались тогда не скинхедами, а «Руд боями» или «Руди». Считается, что такое прозвище пошло от наименований банд ямайских хулиганов («Rudy», «Rude boys» — авт.), в поисках лучшей жизни покинувших солнечную Ямайку, (которая до сих пор входит в Британское Содружество, поэтому въезжают ямайцы на территорию Англии без проблем — авт.), и во множестве осевших в портовых английских городах.

При отмеченном социальном фоне, первые скинхеды, (их сегодня именуют Традиционными скинами, «Традами» или «Руди» — авт.), ни на что особенное не претендовали — жили в свое удовольствие, работали по случаю, пили пивко, ухаживали за подругами, (они называли их «chelseas» — авт.), болели за любимые футбольные команды, дрались район на район с подобными им ребятами и с байкерами, играли и слушали музыку. Современный образ скинхеда — бритоголового стал формироваться постепенно. В шестидесятые скинхеды носили стрижку бобриком, налысо не стриглись. Выбривался лишь затылок, как это делали иммигранты с Ямайки. Также в почете были зауженные пиджаки и брюки темных цветов, черные водолазки, кепки-пирожки, черные туфли. При удобном случае скинхеды не упускали шанс подраться.

В принципе перед нами вырисовывается образ если не прямого «отморозка», то вполне приблатненного, хулиганистого типа, получившего прозвище «скинхед» («кожаная голова») за очень короткую стрижку. Как могли большие модники — моды стать предтечами для руд бойз — вопрос интересный. Ответ на него лежит, на мой взгляд, опять же в плоскости кросс-культурного пересечения субкультур. Моды в отличие от байкеров не слишком обращали внимание на национальность человека. В свое время они дружили и тусовались с мулатами — представителями афро-карибских культур, выходцами с Ямайки, Вест-Индии, также резво рассекавшими на мотороллерах. Первыми скинхедами также вполне могли стать цветные и даже черные ребята! По сути, делить выходцам из трущоб и натурализовавшимся иммигрантам было нечего. Они пересекались, вместе тусовались, многое перенимая друг у друга. Поэтому никаких особых расовых и политических предубеждений у первых скинхедов конца 1960-х не отмечалось!

Еще скинхеды, несмотря на перманентный недостаток финансовых средств, также наследовали модам в стремлении броско одеваться. К семидесятому году на смену пиджакам, брюкам, туфлям и водолазкам пришли понтовые и практичные элементы, заимствованные у рабочих. Например, докерские короткие пальто с кожаным воротником, шерстяные куртки («донки»), длинные, доходившие до колен пиджаки без лацканов и (классика жанра! — авт.) «working class shoes» от Dr. Martens, знаменитые высокие тяжеленные ботинки «мартенсы» со стальной вставкой в носке — повседневная рабочая обувь грузчиков и строителей от фирмы Доктор Мартенс. Таким образом скины убивали сразу нескольких зайцев: подчеркивали свою приверженность пролетарским корням, одевались модно, практично, не забывая о том, что «мартенсы» очень удобны в драках. Замечу, что привычные атрибуты одежды скинхедов как подтяжки и бомберы появляются в «униформе» бритоголовых позднее, к концу 1970-х.