Тревожный четверг по-киевски

Утро четверга в Киеве началось с тревожных новостей о зачистке Майдана. Все палатки представителей так называемой «Самообороны Майдана» сожгли коммунальщики, подкрепленные милицией и батальоном территориальной обороны «Киев-1», который полностью укомплектован добровольцами.

Активисты в ответ подожгли шины на баррикадах. Между майдановцами, милиционерами и добровольцами из батальона завязалась потасовка. Некоторые очевидцы слышали выстрелы. О количестве пострадавших точных данных пока нет, но они точно есть с обеих сторон.

«Во время противостояния в центре столицы бойцы спецподразделения и работники милиции получили травмы, в основном — от попадания в них обломков брусчатки», — отчитались в МВД.

Полностью зачистить Майдан властям не удалось. Нападавшие сумели лишь уничтожить те палатки, которые стояли на Крещатике. Бойцы батальона «Киев-1» изъяли у обитателей палаток и несколько единиц боевого оружия. Позже говорили даже о «двух гранатометах», найденных «российских паспортах» и «машине с российскими номерами». Ну, последнее похоже на анекдот про Штирлица, ворвавшегося в буденовке в рейхсканцелярию.

Свои трофеи появились и у майдановцев: они захватили два трактора, оставленных на «поле боя» работниками коммунальных служб. Технику установили в качестве заграждения на пути к Майдану.

«Мы будем стоять до конца, эта власть ничем не лучше Януковича», — горячо объясняет в беседе с корреспондентом «Росбалта» 31-летний активист Владимир.

Но вот на поддержку простых киевлян Майдану сейчас точно рассчитывать не стоит. В разгар столкновений на Крещатике посмотреть на это действо вышло несколько сотен горожан. Все они наблюдали за происходящим со стороны и, во всяком случае на словах, поддерживали силовиков. «Пора заканчивать эту вакханалию. Уничтожить «алкосотню» и сделать центр нормальным», — требовала от стоящего неподалеку милиционера, который тоже не вмешивался в происходящее, 33-летняя киевлянка Анна.

Уже не любят Майдан и киевские журналисты. Вчера, кстати, активисты избили в магазине Colin’s, репортера, снимавшего стычки на главной площади Украины на видеокамеру. Телевизионщика, имя которого выяснить пока не удалось, избивали, по словам очевидцев, около десятка майдановцев. Да и вообще, журналисты уже привыкли, что на Майдане им регулярно угрожают расправой. Микрофоны и камеры из рук выбивали и на этот раз.

Силовики, впрочем, отступили и поставить жирную точку в истории Майдана не решились. Однако на центральной площади Киева из примерно тысячи активистов осталась всего десятая часть. Остальные разбежались по близлежащим улицам. О действиях некоторых из них стало известно чуть позже: группа неизвестных в камуфляже и балаклавах захватила здание клиники семейной медицины на Трехсвятительской, 7. Об этом рапортовала пресс-секретарь Главного управления МВД по Киеву Ольга Билык. Позже туда подтянулись милиционеры и попробовали урегулировать ситуацию путем переговоров. Неизвестные назвались представителями «Киевской городской стражи». Зачем захватили поликлинику, они не объяснили. Милиция от активных действий воздерживалась.

Поддержали действия силовиков политики. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко потребовал в соцсетях от Майдана немедленно освободить центр столицы и отправиться с оружием в руках на Восток Украины. Мэр Киева Виталий Кличко приказал главному киевскому милиционеру Александру Терещуку обеспечить безопасность киевлян и защиту работников коммунальных служб, которые убирают баррикады.

«Большинство киевлян требуют порядка и безопасности в центре города. То, что здесь происходило в последнее время — криминал. Нападения, стрельба, взрывы, попытки захвата чужого бизнеса. Это — полная дискредитация идеалов того Майдана, на который вышли осенью украинцы», — объяснил политик. И добавил: столичная власть долго вела переговоры с активистами, убеждала их переехать в другое место, но те оказались недоговороспособными.

«А эти граждане говорили с позиции — не пойдем и все, привезите нам холодильник, туалет или еще что. Это — борьба за демократию? Когда идет война на Востоке, когда нужно строить страну, работать, а кто-то себе приватизировал центр Киева и диктует условия. Тем более, что основные требования, за которые стоял Майдан, выполнены. Состоялись выборы президента, пройдут досрочные выборы парламента. Сегодня нужно работать, а не позорить идеи Майдана и страну!» — негодовал киевский мэр.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко полагает, что раскручивание истории с Майданом выгодно олигарху Дмитрию Фирташу. В Киеве ходят слухи, что бизнесмен, который сейчас находится под домашним арестом в Австрии, финансирует «УДАР» Кличко и Радикальную партию набирающего популярность Олега Ляшко. Разгон Майдана под лозунгами отправки активистов в зону АТО может быть выгоден обоим политсилам.

А вот политолог Александр Палий уверен, что в ближайшее время полного разгона Майдана не будет. По его словам, на главной площади Киева останется жить не более сотни активистов, и их власть попробует убедить переехать.

Политолог Андрей Золотарев убежден, что власть «работает» с Майданом очень неуклюже. «Осталось две недели до Дня Независимости. Как проводить парад? Зачистка Майдана давно должна была произойти. Майдан давно маргинализировался, но он оставался неким символом. Для новой власти он оказался крайне неудобным», — добавляет эксперт.

А вообще — что такое сегодняшний Майдан? Чего хотят эти люди? Если вкратце — хотят просто оставаться там, где они сейчас и ничего не делать.

Киевский Майдан сегодня — это около 700-1000 человек, живущих в палатках. Большинство из них — люди, имеющие проблемы с алкоголем и работой, имеющие криминальное прошлое и настоящее. Поскольку киевляне денег «на революцию» больше не жертвуют, а кушать хочется всегда, «хозяева Майдана» принялись ощипывать уличных торговцев на Крещатике и в огромном подземном переходе у станции метро «Майдан Независимости».

Лоточников тут десятки. Все — нелегалы, от торговцев сувенирами до продавцов кофе из «кофемобилей». Много лет подряд эти «предприниматели» платили «дань» киевским стражам порядка, но с ноября 2013 года Майдан — «территория, свободная от милиции». До марта местных торговцев никто не обирал — они получили свободу и от коррупционеров, и от законных требований властей. Но уже в апреле их принялись «стричь» активисты Майдана, требуя денег на еду, на покупку оружия, на дрова.

Происходит это в «добровольно-принудительном» порядке: заходя на территорию Майдана в начале рабочего дня и уходя с него в конце, торговцы «обязаны» положить 100-200 грн (300-600 рублей) в ящик для сбора пожертвований. Охранники этих ящиков зорко следят за «сознательностью» торговцев сувенирами и владельцев кофемашин.

Сколько точно собирают майдановцы таким образом, сказать трудно, но этих денег явно достаточно для того, чтобы покупать не только еду, но и алкоголь: от всех обитателей палаточного городка в последние месяца три-четыре всегда исправно разит перегаром.

Рассуждения о политике (под русский шансон) и о том, что новая власть «ничем не лучше старой», нужны местным рэкетирам только для того, чтобы оправдывать перед киевлянами свое существование. Но в их доводы уже практически никто из горожан не верит.

Но вернемся ко вчерашним событиям. Тревожно в Киеве было не только в связи с событиями на Майдане. На улице Московской прямо посреди дороги неизвестные застрелили мужчину. О причинах происшествия в МВД ничего не говорят.

Кроме того, вчера днем по проспекту Победы — одному из главных в Киеве — двигалась колонна танков Т-64 и зенитных установок. Прохожие останавливались и удивленно провожали взглядами военную технику. Что к чему, власти пока тоже не объяснили.

Обыватели в Киеве находится на грани паники. «Еще не хватало, чтобы какие-то подонки нам тут устроили войну. Но готовиться нужно уже к худшему. Я на выходных из Киева с детьми на всякий случай уеду. Мало ли что», — делится планами 37-летняя киевлянка Александра.

Все может быть. Ведь под вечер на Майдане вновь закипела жизнь: активисты стали строить новые баррикады, а сегодня они уже готовы к бою.