Жестокие «дочки-матери»

Скандальная история с избиением трехлетней девочки из Чечни потрясла не только Кавказ но и всю Россию. Пока врачи боролись за жизнь Мархир Юсуповой, всплыла еще одна история. Некая жительница Буйнакского района Дагестана готовится предстать перед судом за аналогичное преступление. Ей уже предъявлено обвинение по статье 117 УК РФ (истязание, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего). По версии прокуратуры мачеха истязала несовершеннолетнюю дочь своего мужа в течение пяти лет, но по невыясненным причинам к ответственности привлечена только сейчас.

Последней каплей стало сообщение в криминальных сводках о том, что некий дагестанец в Подмосковье убил и закопал в огороде тело своей двухлетней дочери, которую по заявлению матери разыскивали на минувшей неделе. Вся блогосфера и социальные сети заговорили о традициях кавказского воспитания, обсуждали насколько то самое «жесткое» воспитание в традициях народов Кавказа . У националистов появился повод выступать за признание чуждыми ценности кавказских народов. Эксперты практически всех уровней уверяют, подобное ненормально и неправильно ни для каких национальностей, но некоторые усмотрели в тиражировании тематики скрытый подтекст.

Три скандальных инцидента

По факту на сегодняшний день полноценная реакция властей зафиксирована только по «чеченской истории». Президент Чечни Рамзан Кадыров взял дело под личный контроль и обеспечил максимальное внимание к спасению девочки. Приложенные усилия не прошли даром, девочка накануне вышла из комы и у врачей появилась надежда на ее спасение.

С Мариной Байсултановой работают следователи, она задержана, ей уже предъявлено обвинение по статье 111 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и 125 УК РФ (Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности). Профильные подразделения аппарата прокурора республики разбираются во всех обстоятельствах совершенного преступления, дело находится под личным контролем и главного прокурора Чечни.

Дагестанская же прокуратура по эпизоду аналогичного характера делиться подробностями не спешит. На официальном сайте сухая информации о том, что инцидент произошел в Буйнакском районе. Не уточняется ни наименование села, ни имя пострадавшей и потерпевшей. Возможно, это связано с тем, что огласка может покрыть позором не только саму избивавшую истязательницу, но и всю семью. В народе подобные истории помнят долго.

По данным той же прокуратуры известно, что девочка, дочь мужа обвиняемой от первого брака, по свидетельству очевидцев, систематически подвергалась побоям на протяжении почти пяти лет. На сегодняшний день девочке 9 лет, фактически мачеха била ее с четырехгодовалого возраста.

«Истязания длились с 2009-го по апрель 2014 года. Об издевательствах со стороны некровной родственницы свидетельствовали синяки, ссадины и кровоподтеки на теле маленькой страдалицы. В настоящее время уголовное дело, возбужденное в отношении жительницы Буйнакского района, направлено в суд», – сказано в сообщении ведомства. Не уточняется также, кто и при каких обстоятельствах обратился в правоохранительные органы.

О трагедии, развернувшейся в Подмосковье, известно гораздо больше. Вчера Пушкинский городской суд Московской области выдал постановление об аресте Абдулкадира Кадырова.28-летний уроженец Дагестана сознался в том, что убил и пытался спрятать труп двухлетней падчерицы Софьи Солодко. «По версии следователей, в минувшую пятницу глава семейства решил, что девочка сломала сетевую розетку в дачном домике поселка Заветы Ильича, в котором проживают обвиняемый и его семья», – говорится в пресс-релизе ведомства.

Как сообщают детали дела следователи, Кадыров в воспитательных целях избил девочку, причем избиение происходило фактически на глазах ее матери Марии Солодко. Наутро, когда Мария в детской и обнаружила Софью мертвой, девочка умерла от полученных травм, родители решили избавиться от тела. Тем не менее в понедельник они объявили ребенка в розыск и около сотни полицейских, несколько сотен волонтеров на протяжении полутора суток занимались тщетными поисками.

Поиски были прекращены после того, как мать созналась в содеянном. Уголовное дело возбудили по ст. 105, часть 2, пункт «в» УК РФ (умышленное убийство малолетнего, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии). По этому виду преступления предусмотрена высшая мера наказания – пожизненное заключение.

Странное стечение обстоятельств, или просто жара допекла?

Психологи и эксперты спешат объяснить, несмотря на стечение обстоятельств – физическая расправа над малолетними не характерна для традиционного кавказского воспитания. Напротив, на раннем этапе жизни детям уделяется повышенное внимание. Самият Улбацыева, детский психолог, оправдывается: «А что, такого нет в других регионах? Вот даже тот же «Пусть говорят», там сплошь и рядом такое. Всякое бывает, не надо спешить обвинять целый народ. Да, возможно, со стороны какие-то нормативы, предписываемые в поведении в традиционной кавказской семье, могут казаться излишне жесткими, но ограничения часто привязаны к авторитетным воздействиям и моральным ограничениям, а не физическим неким наказаниям. Например, если в кавказской семье звучит «папа не разрешает» – это значит, что вопрос не обсуждается и на уговоры идти просто бесполезно», – утверждает она.

Практически все эти истории пришлись на летний сезон, более того, известно, что август – сезон отпусков. Политолог Светлана Бережкова считает, что именно такой способ выдачи информации может характеризовать некий скрытый смысл. «Возможно, конечно, что происходящее – всего лишь сезонное обострение, но сама подача удивила. Возможно, нынешнее «санкционое противостояние» не просто кому-то не выгодно, но и привлекает излишнее внимание. А в российском сообществе, как известно, давно и успешно используется «отвлекающая красная тряпка» для массы – национальный вопрос», – считает он.

По версии эксперта, слишком подозрительным кажется непосредственно хронометраж и период свершившихся событий. «Можно конечно предположить, что аномальная жара, обостряются психиатрические расстройства у людей, но я вижу в происходящем именно этот подтекст. Как бы страшно ни звучало, не удивлюсь если не сработает этот «манок», то и теракту какому-нибудь. Причем, в нынешней ситуации даже уже и не важно, кто его совершит украинские партизаны или кавказские террористы», – прогнозирует Бережкова.

В начале мая депутаты предлагали ввести в Уголовный кодекс наказание за причинение легкого вреда здоровью детей, стариков и инвалидов в виде лишения свободы сроком до 2 лет. Однако, пока о судьбе инициативы не сообщается. Возможно, в свете последних событий закон станет первой повесткой, которую депутаты обсудят после выхода с каникул Думы.