Секретное идеологическое оружие: вирусы-разрушители

Настоящее эссе посвящено вирусам. Каким?

Ментальным представляющим собой превалирующие в обществе устойчивые поведенческие стереотипы. Почему вирусам? Потому что такие стереотипы подобно вирусам, способны к саморазвитию, неконтролируемому распространению, к захвату всего общественно-политического организма. В зависимости от конкретных настроек такой организм может быть в значительной степени изменен (вплоть до смены полярности), либо и вовсе уничтожен как некая целостность. Поведенческие вирусы могут быть естественными и рукотворными. Здесь речь пойдет в большой степени о последних. Справедливости ради необходимо заметить, что между ними (естественными и рукотворными) существует очень тонкая грань, которая благодаря своей иллюзорности весьма продуктивно подпитывает теорию заговора

Для дальнейшего погружения в тему необходимо осознать, что монументальность и несокрушимость организационно-управленческих систем, будь то государство, конкретная атмосфера в компаниях, а также поведенческих, моральных стереотипов, традиций и устоев является не более чем мифом. Причем речь идет о достаточно смешных для мировой истории сроках в 10, 20, 30 лет. Кто из поколения нынешних сорокалетних мог даже вообразить когда — то, что не будет Советского Союза, что в Донецке в 2014 году будут идти бои, а в Варшаве появится фигура писающего Ленина? Но это так. Слишком часто мы слышим – «этого не может быть». Может.

Питательной средой, так сказать вирусопроводящим пространством является общество. Соответственно поведенческий вирус — это модель поведения, которая включает в себя настолько удачно подобранный (взвешенный по отношению друг к другу) набор факторов, что в результате их взаимодействия рождается некая реальная сила. Она (сила) способна оказать мощное корректирующее воздействие на окружающую его среду не вызывая адекватного ее воздействию общественного, политического, экономического (или иного) отторжения.

В качестве примера успешного запуска опасного поведенческого вируса приведу пример из хорошо известной романа-сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе». Поведенческая модель вызванная случайным превращением Незнайкой ослов в коротышек оказалась воспринятой жителями сказочного города, не вызвала у них никакого отторжения. В результате такой нечаянно созданной вирус едва не уничтожил пребывавшую до его появления в состоянии равновесия общественную мораль сказочного города, оказал существенное влияние на его экономику.

В отличии от сказочных реальные вирусы не столь безобидны. Запрограммированный в них код может формировать стереотипы поведения в сфере идеологии, экономики, финансов, сексуальном поведении и так далее. Опасность вирусов в том, что они обладают способностью «просачиваться» в сознание человека незаметно изменяя его. Конечно, это относиться только к самым «успешным» из них, тем которые обладают способностью «взломать» подкорку общества, а затем уже изнутри исподволь начать перекодировать общественные устои, мораль, стереотипы поведения, в том числе адекватность реакции человека и так далее.

Очевидно, что постсоветское пространство активно подвергалось и подвергается до настоящего времени обработке специальными вирусами, что в совокупности со стечением обстоятельств привело к крушению одного из самых мощных государств на планете. При этом необходимо отметить, что вируса-тарана до настоящего времени еще не создано. Пока не удается пробить в исторической памяти бывшего «советского многонационального народа» критическую для ее существования брешь. Слишком крепко было сделано.

Можно ли создать опасный поведенческий вирус (вирусы), ну, например, для объединенной Европы или Америки (по аналогии). Конечно. Более того он реально существует и он обладает страшной разрушительной силой. Этот вирус способен уничтожить европейское объединение или целостность Америки. Этот вирус способен заставить людей принимать неадекватные экономические решения, покупать что-то или продавать, изменить шкалу ценностей, выделив в ней что-то якобы особенно ценное, заблокировать «правильные» антивирусные посылы правительств. Вопрос только в том, что этот вирус необходимо увидеть, оформить и запустить. По аналогии с гениальной бизнес-идеей, которая тоже существует всегда. Однако увидеть ее и тем более овеществить могут единицы. Эффект же от ее реализации подобно разорвавшейся бомбе навсегда изменяет, казалось бы застывшую в своей несокрушимости действительность.

В заключении стоит отметить, что вирусы это реальность и думаю, что именно они определяют ход истории. Это делают не войны, революции, а вирусы, которые собственно и вызывают упомянутые явления, меняя тем самым эпохи. Необходимо также понимать, что вирусы могут быть как со знаком минус, так и со знаком плюс. Однако «то, что русскому хорошо, то немцу смерть» в том плане, что у групп с разнонаправленными интересами слишком разные представления о «правильности» своих и чужих плюсовых и минусовых вирусов. В результате бурлящий политический котел постоянно подогревается разностью потенциалов, а единственной разумной альтернативой повышения градуса и возможности последующего взрыва является если не способность смотреть на вещи одинаково (это слишком много), то способность договориться.