Почему молодежь бежит с Северного Кавказа?

Одна из главных проблем Северного Кавказа – отток молодежи. А все потому, что большинство местных работодателей принципиально не готовы брать на ответственную работу своих же соплеменников. Но появление в СКФО новых отраслей – высокотехнологичных производств или, скажем, горнолыжных курортов – повышает и требования к кадрам.

Оценивать их исключительно по категории «местный/неместный» уже не получится. Готова ли молодежь повышать свои компетенции, чтобы свободно конкурировать на рынке труда – и не только с москвичами или ростовчанами, а, в условиях глобального рынка, с китайцами, вьетнамцами, узбеками…

Курорт-семитысячник

На минувшей неделе в поселке Романтик в Карачаево-Черкесии прошел гражданский форум под названием «Архыз-XXI». «Кавказская политика» уже начала рассказывать о содержании экспертной дискуссии в публикациях «Кавказ без точки опоры» и «Старые проблемы на новой площадке». В течение трех дней эксперты обсуждали разные аспекты жизни СКФО, и в том числе развитие туристической отрасли.

Директор департамента по взаимодействию с инвесторами и финансовыми институтами «Курортов Северного Кавказа» Степан Смитиенко рассказал о перспективах его компании, которая, собственно, и оказалась главным действующим лицом форума. Тестовая эксплуатация курорта «Архыз Park» началась в декабре прошлого года, и за это время турпоток составил 55 тысяч человек (причем 11 тысяч приехали в рамках летней программы, начавшейся в июне).

Незадолго до начала форума правительство Карачаево-Черкесии постановлением №317 утвердило проект планировки особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории Зеленчукского района (она включает всесезонный курорт «Архыз Park» и прилегающую территорию). «Наличие таких документов позволяет избежать хаоса в развитии, развиваться планомерно и поступательно», – говорит Смитиенко, как бы между делом напомнив расхожий в республиках Северного Кавказа термин «домбайщина».

В составе проекта планировки, разработанного компанией iCom, – вся градостроительная документация, которая определяет расположение объектов капстроительства; границы сохраняемых участков природного ландшафта; схемы расположения и организации улично-дорожной сети, благоустройства и озеленения туристических деревень и многое другое. Также в документе учтены необходимые меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как рассказал Смитиенко, при разработке проекта исходили из следующих предельных параметров развития курорта: в перспективе здесь будет проложено свыше 100 км горнолыжных трасс разных категорий (вплоть до «черной», которая пройдет с пика Абишира-Ахуба высотой 3100 метров), создано более 30 подъемников общей протяженностью 50 километров и 7 тысяч мест размещения в гостиницах. В частности, к 2017 году появится 1300 новых мест размещения: к ближайшему зимнему сезону откроется гостиница четыре «звезды» на 170 мест, а через год – еще на 500 (пять «звезд»).

Две стороны «курортной» медали

Госкомпания «Курорты Северного Кавказа» является управляющей компанией курорта, которая обеспечивает подключение туристических объектов к объектам инженерной инфраструктуры. По мнению Смитиенко, без участия государства такие проекты в принципе не могут быть реализованы, поскольку требуются огромные вложения, да и высоки риски. А вот роль «ядерного» инвестора, как выразился Смитиенко, – «заражать оптимизмом» (скажем, на горнолыжном курорте в Джейрахском районе Ингушетии это группа «Акрополь» сенатора Ахмета Паланкоева, в Карачаево-Черкесии – группа «Синара» Дмитрия Пумпянского, в Чечне – компания «Ведучи» Руслана Байсарова).

В «Архыз Park» за счет финансовых вложений государства построены все объекты инфраструктуры: горнолыжные трассы (только одна, гондольного типа, до смотровой площадки на высоте 2240 метров обошлась в 900 млн рублей), дренажные системы, трансформаторная подстанция, система водоочистки. Сейчас проектируется новая автодорога «Архыз – Красная Поляна – гора Дукка»).

Поскольку курорт находится в границах особой экономической зоны, то для ее резидентов предусмотрены различные льготы по уплате налогов и страховых взносов, арендной плате за земельные участки (с правом их преимущественного выкупа в собственность).

Смитиенко поделился планами, что «Курорты Северного Кавказа» уже начали переговоры с инвестором, готовым построить гостиницу на 600 мест размещения (правда, название компании разглашать не стал). Заинтриговал лишь, уже есть некие рамочные соглашения с инвесторами из разных стран – Китая, Италии и ОАЭ. И это, подчеркнул он, несмотря на антироссийские санкции западных стран.

Если верить Степану Смитиенко, то, чтобы привлекать потенциальных инвесторов, «Курорты Северного Кавказа» прилагают все усилия. Например, собираются создавать «клуб инвесторов», а для потенциальных резидентов ОЭЗ проводят обучающие семинары вместе с правительством Карачаево-Черкесии (ближайший состоится в сентябре).

Правда, медаль эта, как всегда, имеет две стороны. Во время экскурсии по ухоженному и современному «Архыз Park» участники форума обратили внимание на неприглядные домишки, сгрудившиеся на противоположной стороне реки Архыз. Оказывается, все земельные участки там уже давно раскуплены (в границы особой экономической зоны они не входят), причем людьми отнюдь не бедными и влиятельными. Где-то уже выстроена банька, где-то – коттедж. Но многие строительство еще не начали: видимо, «придерживают» землю, ожидая роста ее стоимости по мере запуска новых этапов проекта «Архыз Park».

Подай, принеси, не мешай!

Директор молодежной смены летней программы «Архыз Park» Малик Кимбаров рассказал об удачном опыте этого проекта (а днем ранее участникам форума организовали экскурсию по палаточному городку в Романтике). Действительно, ничего похожего в России нет: для отдыхающих есть развлечения на самый взыскательный вкус – веревочный парк, волейбольные и детские площадки, пейнтбольный клуб, бассейн, летний кинотеатр, мангалы… Причем тут работает не только частная охрана, но также служба МЧС и полиция. Волонтеров для работы в лагере привлекают в том числе через Северо-Кавказский федеральный университет.

По мнению исполнительного директора Федерации альпинизма России Романа Брыка, у Архыза есть все предпосылки, чтобы стать горнолыжным курортом мирового уровня. Но для этого нужно совместить три составляющих бизнес-успеха – наличие современной инфраструктуры (включая проработанные тропы и маршруты для разных видов приключенческого и экстремального туризма), системы безопасности и подготовки кадров.

О кадрах Брык рассказал отдельно: оказывается, сегодня в нашей стране пока еще не официально не признана профессия горный гид, несмотря на то, что это направление туристического бизнеса стремительно развивается. И федерация работает над тем, чтобы внедрить профессиональный стандарт подготовки таких специалистов и даже организовать их профсоюз. Ну а для таких курортных местностей, как Архыз, конечно, упор нужно делать на привлечение местных кадров.

А вот с этим, судя по завязавшейся дискуссии, большие проблемы. Представитель фонда «Эльбрусоид» Сослан Чотчаева, который сейчас живет в Москве, рассказал, что большинство местных работодателей в республиках Северного Кавказа находятся в плену стереотипов и принципиально не берут на работу своих же соплеменников. Вот молодежь из республик и вынуждена массово уезжать в крупные города: продает парень дом или квартиру, лишь бы на вырученные деньги несколько месяцев протянуть в Москве или Санкт-Петербурге в надежде найти хорошую работу. И многим удается взойти вверх по менеджерской лестнице – благодаря лишь собственному упорству.

О патриотизме итальянских официантов

Опыт крупных бизнесменов и топ-менеджеров, имеющих корни с Северного Кавказа, считает Сослан Чотчаев, – это лишнее свидетельство того, что стереотипы о лености и непрофессионализме кавказской молодежи не работают.

Другое мнение у руководителя пиар-службы инвесткомпании «Северо-Запад инвест» (намывает новый остров в Финском заливе) Михаила Черепанова, который убежден, что в принципе неверно оценивать сотрудников исключительно по категории «местный/неместный». Каждый должен повышать свои компетенции, чтобы свободно конкурировать на рынке труда. А сегодня, в условиях глобализированного рынка, и требования постоянно растут: даже недавно Рамзан Кадыров был вынужден признать, что большой проблемой для его почти моноэтничной республики являются нелегальные мигранты – таджики, узбеки, азербайджанцы, вьетнамцы…

Но одно дело – строительство или промышленность, а совсем другое – сфера услуг. Местные жители вам признаются, что, скажем, на больших свадьбах и прочих торжествах в Чечне или Ингушетии среди обслуживающего персонала практически нет местных. Работа официантом или барменом (а тем более для горского мужчины!) не считается престижной. Немного иной менталитет, считает Михаил Черепанов, в странах Южной Европы, которые, как и Северный Кавказ, признаны туристической меккой – здесь даже мужчина-официант не идет, а несет себя по залу: чувство его собственного достоинства подкрепляется ощущением, что в его страну приехали люди, которым интересна местная культура, традиции, достопримечательности. И обеспечить им комфортное пребывание – это сродни акту патриотизма.

Пример с официантами, конечно, частный. Но вопрос: «Что мешает кавказской молодежи реализовать себя на родине?» – возникал на разных площадках форума не раз. Участники даже посетовали, что в программке форума не оказалось места для тематического круглого стола по проблемам молодежи.

Председатель молодежного экспертного совета при «Курортах Северного Кавказа» Сааду Казиев поделился результатами соцопроса, проведенного недавно среди молодых предпринимателей СКФО. Из них 72% считают, что главный сдерживающий фактор для развития молодежного бизнеса – это отсутствие финансов для стартапов; 16% посетовали на недостаток опыта в налаживании коммуникаций и выстраивании команды и 11% – на нехватку компетенции и бизнес-образования, чтобы чувствовать себя уверенным игроком в деловой среде.

По мнению Сааду Казиева, многие шаги, которые предпринимают власти в регионах СКФО, – это лишь имитация поддержки бизнес-инициатив. Например, распределение грантов по целевым программам: отчетности почти никакой, а значит, и никакой ответственности. Поэтому, считает Казиев, от грантов нужно перейти к выдаче беспроцентных займов.

«Подстегнуло» бы инициативность в молодежной среде также создание «мобильных» бизнес-школ, которые были бы доступны ребятам из отдаленных сел, а также бизнес-лагерей, где вместе собирались бы и потенциальные инвесторы, и представителей органов власти. «На Северном Кавказе надо создать культ молодого предпринимателя!», – оптимистично завершил Казиев свое выступление. Что ж, еще бы быть ему услышанным.