750 выпускников педвузов не спасут сельскую школу

Вчера российский премьер Владимир Путин принял участие в работе XXII съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, прошедшего в Тамбове, о чем уже сообщал KM.RU. Зашла там речь и о поддержке сельских учителей.

«Я хочу проинформировать вас о том, что мы отобрали 750 перспективных выпускников педагогических вузов, которые захотели поехать в сельскую местность, в отдаленные районы. Каждый получит от государства за два года 0,5 млн рублей подъемных денег, по 250 тыс. в год. Субъекты Федерации предоставят им жильё. Рассчитываем, что эта программа будет продолжена и в дальнейшем», — цитирует Путина сайт Председателя правительства.

Не секрет, что «шоковые реформы» 90-х сильнее всего ударили именно по селу. Там экономические спад превысил даже катастрофические показатели промышленных отраслей. Это не замедлило сказаться на доходах крестьянства, соответственно, уменьшились и бюджетные возможности сельскохозяйственных регионов. Все это очевидным образом отразилось на состоянии сельских школ.

Мы привыкли называть Россию высокоурбанизированной страной. И действительно, большинство нашего населения живет в городах. Тем не менее, сельских жителей отнюдь немало — около четверти всего народа. И хотя о проблемах деревни говорят и пишут довольно часто, тема сельских школ, их проблем, остается в тени. А ведь школа — это основа современной деревни. Если она приходит в упадок или тем более закрывается, то и местные жители постепенно разъезжаются, уходя туда, где есть возможность дать своим детям образование.

Долгие годы складывалось впечатление, что государство чуть ли не забыло о российском селе. А на заре «реформ» общим местом стали досужие разговоры о вечной дотационности и «неперспективности» нашего сельского хозяйства. Все это было очень странно слышать, ведь продовольственная безопасность по своей важности сравнима с вопросами обороноспособности страны. Не случайно западный фермер получает значительные субсидии и льготы. Везде понимают, что чистый «экономизм» не применим к этой сфере, а значит, деревню необходимо поддерживать и укреплять, даже если с точки зрения примитивной калькуляции она и не приносит прямого дохода. Понятно, что без развития сельских школ этого добиться невозможно. Поэтому слова Путина, очевидно, положительны. Но не слишком ли скудны средства, которые государство собирается выделить молодым учителям, собравшимся поехать в деревню? Удастся ли существенно изменить положение в сельских школах, благодаря мерам, о которых говорил премьер?

Эти вопросы мы адресовали заместителю председателя Комитета ГД по образованию Олегу Смолину:

— Что такое 750 учителей? Сейчас в России около 1,2 млн учителей, грубо предположим, что половина из них работают в сельских школах. Чтобы обеспечить жильем и подъемными всех учителей, действуя такими темпами, потребуется 800 лет. Я боюсь, что если ситуация со статусом сельского учителя не изменится, то 750 парней и девушек, решившихся поехать в сельскую школу, через 2-3 года вернутся обратно. Школы переведены на подушевое финансирование, а поскольку в селе детей мало, то зарплата учителя меньше, чем в городе.

Кроме того, Госдума приняла закон №439, в котором предусматривается постепенная ликвидация коммунальных льгот для сельского учителя. В законе записано, что коммунальные льготы должны быть монетизированы и зафиксированы на уровне 2010 года. Но во многих регионах коммунальные льготы предоставлялись не в полном объеме, и они будут зафиксированы на этом уровне. Поэтому нет никаких оснований ожидать, что статус сельского учителя предложенными председателем правительства мерами будет сколько-нибудь существенно повышен.

Школ на селе становится все меньше — за так называемые благополучные 2000-е ликвидировано около 19 тысяч сельских школ. А большая часть оставшихся нуждается в капитальном ремонте — «удобства» там во дворе, колоссальные проблемы с элементарными наглядными пособиями, расходными материалами для физики и химии и т. д. По минимальным расчетам, финансирование школ должно быть увеличено вдвое, если мы хотим положительного сдвига.