Должен ли Дмитрий Гаев ответить за взрывы в метро?

Пока в списке предъявленных ему обвинений такого пункта нет.

В Москве сегодня вспоминают жертв прошлогодних терактов в метро. Напомним, что в результате двух взрывов, прогремевших рано утром 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры», погибло 40 человек и свыше сотни пострадали. Вчера Следственный комитет РФ, как это у нас в России принято, отчитался о проделанной за год работе. Официальный представитель ведомства Владимир Маркин заявил, что установлена личность последнего подозреваемого в причастности к этим терактам.

Этим подозреваемым стал 22-летний уроженец республики Дагестан Гусен Магомедов, который, по данным следствия, сопровождал двух террористок-смертниц из Кизляра в Москву, а также непосредственно руководил их действиями в день совершения теракта. Местонахождение Магомедова пока не установлено, он объявлен в международный розыск, сообщил официальный представитель СК России. Владимир Маркин также добавил, что, хотя следователям и удалось установить личности всех подозреваемых в причастности к громкому преступлению, расследование дела продолжается. Объем уголовного дела, добавил он, к настоящему моменту составляет 110 томов, потерпевшими признаны 168 человек.

Между тем представляется, что в списках тех, кто ответственен за прошлогоднюю трагедию, не хватает еще одной фамилии. Хотя она последнее время все время мелькает в сообщениях информагентств, посвященных разного рода криминальной хронике. Это фамилия бывшего руководителя столичного метрополитена Дмитрия Гаева. Напомню, что против экс-главы московской подземки следователями выдвинут целый ряд обвинений, ни одно из которых, впрочем, не имеет отношения к недостаточному обеспечению безопасности пассажиров, то есть нас с вами (каждый москвич, будь он хоть саамы заядлый автомобилист, как минимум несколько раз в год спускается в метро).

За что же хотят привлечь к ответственности Дмитрия Гаева наши доблестные правоохранители? По информации официального представителя Следственного комитета при МВД РФ Ирины Дудукиной, он обвиняется в присвоении свыше 100 млн рублей. Уголовное дело по ст. 201 УК РФ («злоупотребление полномочиями») возбуждено по итогам продолжавшейся месяц доследственной проверки. Максимальное наказание по этой статье — до 4 лет лишения свободы.

В качестве примера обогащения бывшего начальника метро Москвы приводится внедрение Гаевым автоматизированной системы проезда, которая появилась в столичной подземке в 1997 году за счет бюджетных средств. А уже на следующих год, как выяснили следователи, Гаев получил патент на изобретение «Автоматизированной системы проезда и проверки проездных транспортных документов на транспорте». Затем он заключил с ГУП «Московской метрополитен» лицензионный договор на использование этой системы и получил от метрополитена за период с 1999 по 2010 годы 112 миллионов рублей. Ну и конечно же, все эти 11 лет вся эта схема была для наших доблестных органов правопорядка тайной за семью печатями, и прозрели они лишь аккурат после того, как со своего поста слетел Юрий Лужков. По одной из версий, кстати говоря, именно стремлением получить от Гаева дополнительный (хотя куда уж больше-то?) компромат на экс-мэра российской столицы и вызвано уголовное преследование бывшего хозяина подземки.

Отметим, что пока и Гаев, и его адвокат Рубен Маркарьян находятся в прекрасном расположении духа. Защитник бывшего начальника метрополитена так и заявил — уголовное дело, мол, не повод для волнений. «Повод для волнений — предъявление обвинения. Уголовное дело — это всего лишь начало расследования, сбора и закрепления доказательств, оценки. А потом уголовное дело, в том числе и по реабилитирующим обстоятельствам, может быть прекращено», — заявил он в интервью BBC. Срок давности по 201 статье — шесть лет, которые уже давно прошли, заметил адвокат. Так что взятки, как говорится, гладки

Кстати, кто внимательно следит за перипетиями всей этой истории вокруг возможного уголовного преследования Дмитрия Гаева, наверняка обратил внимание, что из того списка его прегрешений, который был обнародован в самом начале, таинственный образом исчезло всякое упоминание о неоправданном ежегодном росте тарифов на проезд в метро. В декабрьском, самом первом сообщении Генпрокуратуры, сделанном по итогам проверки, говорилось, что руководство столичной подземки заключало договоры, «негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров и необоснованно компенсировало их за счет роста тарифов на перевозку пассажиров». Затем эта тема как-то совершенно выпала из поля зрения наших законников.

Думается, что это не случайно. Ведь если тарифы необоснованно завышались, то значит их нужно снижать. Это же логично? А там, глядишь, возьмутся и за ценообразование в других областях, включая многострадальное ЖКХ, многие годы живущее по принципу «чем больше вы нам платите, тем хуже мы работаем». Заинтересован ли кто-либо из власть предержащих в таком расследовании? Судя по тому, как стремительно эта тема была задвинута на второй план, а потом и вовсе похоронена — вряд ли. Пусть лучше люди повозмущаются тем, как нехороший человек Гаев «изобретательством» зарабатывал. Спору нет — за это он должен понести наказание. Но — не только за это.

И еще раз возвращусь к тому, о чем сказано в начале этого материала. Отвечает ли руководство метро (да и не только его — любого транспорта, будь то наземный, воздушный, или какой-то там еще) за безопасность своих пассажиров? Вопрос кажется риторическим, но, тем не менее, на практике получается, что нет. А безопасность у нас по-прежнему обеспечивают только тем, кто облечен хоть какой-то властью. Вот накануне годовщины прошлогодних терактов официально объявлено, что на станции «Охотный ряд» в штатном режиме заработал автоматизированный комплекс по досмотру пассажиров и багажа. Тот самый комплекс, который в январе этого года (после того, как власть после нового теракта (на этот раз в «Домодедово») в очередной раз сделала вид, что озаботилась нашей безопасностью) был с гордостью продемонстрирован тогда еще сидевшем в своем кресле Гаевым президенту страны, а затем благополучно демонтирован. Нынешний хозяин подземки все-таки решил поставить дорогостоящее оборудование в строй.

Если кто не помнит, то «Охотный ряд» — станция, расположенная рядом с Государственной думой, а парламентарии, чтобы о них не говорили, тоже люди, и тоже иногда спускаются в подземку. Ну как же не порадеть за их безопасность, а? А мы с вами как-нибудь перебьемся. Не в первый раз.