Борьба с коррупцией приобретает локальный характер

Беседа с руководителем Тульской общественной организации «Засечный рубеж».

Владимир Тимаков еще в 2008 году, будучи в должности заместителя председателя Тульской областной думы, заявил, что ответственность за рост коррупции в Тульской области несет лично губернатор области В.Д. Дудка. Губернатор подал на депутата в суд… О деталях этого дела «Столетие» уже рассказывало. Глава муниципального образования «Город Тула» А.Е. Толкачева заявила, что пытается разрушить монополистический клан в Туле и Тульской области. Об также было рассказано в ее интервью на страницах «Столетия». Городской думой Тулы принимается решение о прекращении ее полномочий…

— Владимир Викторович, совсем недавно во многих СМИ появились сообщения о том, что сотрудники ФСБ 26 февраля этого года сняли с авиационного рейса губернатора Тульской области. Он вместе с супругой намеревался лететь в отпуск в Дубай. Сотрудники правоохранительных органов объяснили Дудке, что обязаны осуществить его привод на допрос для выяснения его отношений с директором департамента имущественных и земельных отношений Тульской области Виктором Волковым, который в январе был арестован за получение взятки в 40 миллионов рублей. Что же происходит?

— Сам факт подозрений относительно причастности господина Дудки к «делу Волкова» меня, как вы понимаете, не удивил. А вот новость о снятии губернатора с авиационного рейса стала для меня неожиданностью…

Уже потом из СМИ я узнал, что сотрудники Следственного комитета России неоднократно высылали Дудке повестки на допрос. Он на них по непонятным причинам не реагировал. Может быть, считал, что имеет исключительные преференции перед законом? Не знаю.

Осенью 2010 года сотрудники ФСБ узнали, что представители администрации Тульской области вымогают взятку у корпорации «Гринн», владеющей сетью гипермаркетов. За эти деньги чиновники обещали бизнесменам заключить на выгодных условиях договор бессрочной аренды земельного участка. Волков получил указанную сумму. Позже он сообщил следователям, что взятка в 40 миллионов рублей предназначалась не ему, а губернатору. Именно на эту тему беседовали с Дудкой.

Возвратившись в Тулу, губернатор в своих заявлениях и через свою пресс-службу проинформировал общественность о «деструктивных силах», добивающихся его смещения с поста губернатора области.

Странная закономерность проявляется в жизни господина Дудки. Пока волнующие его вопросы рассматриваются в Тульской области, все идет как по маслу и «незапятнанной репутации» ничто не угрожает. Но едва проблема ускользает за пределы региона – мгновенно вмешиваются «деструктивные силы». Так получается и по «делу Волкова» в Москве, и по экспертизе моего уголовного дела, которая была осуществлена в Брянске

— В вашем уголовном деле — новый поворот?

— Да, публикация о росте коррупции в области, ставшая предметом моего уголовного преследования, была направлена на повторную экспертизу. Из Брянской лаборатории судебной экспертизы при Министерстве юстиции на днях пришел обескураживающий господина Дудку ответ. Оказывается, касающаяся Дудки фраза «коррупционер на пятерку» дана в форме оценочного суждения и посему не подлежит уголовному преследованию. А приговор-то судом первой инстанции уже вынесен.

— Каким было решение суда по уголовному делу?

— Приговор необычный. Я признан виновным, но освобожден от ответственности. Судья находилась в очень сложном положении: с одной стороны все говорило о том, что я не совершал преступления, а с другой – над ней довлел административно-политический заказ…

В целом такое решение вполне устраивает губернатора, потому что обвинительный приговор в соответствии с нашим законодательством подразумевает снятие с меня депутатских полномочий в городской Думе города Тулы.

Изначально я просил, чтобы суд был вынесен за пределы Тульской области, чтобы исключить административный фактор. И соответствующие процедурные основания к этому у меня были. Но мне отказали и мировой суд, и районный тульский, и областной.

— Вы обжалуете решение суда первой инстанции?

— Да, я подал апелляцию. Рассматривающий мою жалобу Зареченский районный суд города Тулы и послал на экспертизу в Брянск подсудное высказывание.

А предыдущая экспертиза, на которой строилось обвинение в мой адрес, было сделано по заказу обвинения в Институте культурологи. В этом институте, видимо, сложилась группа людей, которые делают заказные экспертизы, ломающие судьбы людей. Особенно они специализируются по 282 статье УК РФ, подразумевающей разжигание, в том числе, национальной и религиозной розни. Об экспертах института культурологи Крюковой и Батове уже идет недобрая слава в Интернете, они умудряются находить экстремизм в таких высказываниях, как «убей в себе раба!» (производное от знаменитой фразы Чехова). Слава Богу, их экспертиза в моем деле признана непрофессиональной и забракована.

— Каковы причины снятия с должности Главы муниципального образования город Тула А.Е. Толкачевой? Кстати, я хотел с ней тоже встретиться, созванивался. Но она плохо себя чувствует, находится в больнице…

— Она столкнулась со всей этой системой, о которой я говорю. Не пожелала быть послушным винтиком. Администрация предложила Толкачевой совершить сделку, которую она сочла коррупциогенной. И сразу после отказа началась яростная борьба за ее удаление в отставку.

— В своем интервью «Столетию» она говорила о неудовлетворительном состоянии дел в сфере ЖКХ города Тулы и сомнительных схемах деятельности муниципальных унитарных предприятий. Она обращала внимание, что предпринималась попытка взять кредит под залог муниципального имущества. Ей звонили из департамента имущественных отношений и просили быть сговорчивее по этому вопросу. Но она не позволила осуществить эту «комбинацию».

— Об этой сделке я и говорю. А этим департаментом руководил все тот же Волков, который позже, в январе этого года, был арестован по делу о взятке в 40 миллионов рублей. Волков заключен под стражу.

В свою очередь губернаторская сторона на Толкачеву нашла «управу». Послушное большинство в городской Думе все-таки приняло решение о снятии ее с должности. Первая женщина-руководитель города в истории Тулы была снята с должности 2 марта, накануне женского праздника.

Метаморфоза мнения «большинства» произошла мгновенно, за один месяц. Те же депутаты, которые с восторженным энтузиазмом выбирали Толкачеву главой города год назад, с таким же энтузиазмом теперь сместили ее с должности.

Правомерность этого решения вызывает очень серьезные сомнения. В соответствии с Уставом города Тулы главу можно снять с должности, если глава в течение трех месяцев не выполняет свои обязанности. По логике, уж к кому-кому, но Толкачевой это никак не может относиться. Она человек деятельный и энергичный. Но она по принципиальным соображениям в течение трех месяцев не подписывала некоторые документы Думы, которые считала незаконными. Ее подвели под формулировку, что она не исполняла свои обязанности в части (!) неподписания этих документов. Вот такое вольное прочтение действующего законодательства…

А в целом, в подтексте неудовлетворительного положения в городской Думе лежат криминальные выборы годичной давности в городскую Думу.

— Вы детально об этом рассказывали в предыдущих наших беседах.

— Сразу после тех выборов меня поразила организация благодарственного молебна – теми самыми силами, что грубо попирали избирательное законодательство! Возникало ощущение какого-то кощунства. И городская Дума целый год вместо работы занималась внутренними дрязгами. Не действует Божья благодать в таких обстоятельствах!

— Скажите, ведь «дело Волкова» — не единственный коррупционный скандал в Тульской области?

— Давно чувствовалось, что не может быть все так просто…

В январе прошлого года за взятку, сопряженную с вымогательством, был задержан директор департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам Алексей Лазарев. Сейчас он находится в исправительной колонии строгого режима. Тогда уже говорили, что, по сути, в этой коррупционной схеме он решал вопросы не уровня руководителя департамента, а более высокого уровня. Но других имен он не назвал.

Еще против одного директора департамента, теперь уже здравоохранения, возбуждено уголовное дело в августе прошлого года. Он заключал государственные контракты на поставку компьютерных томографов для учреждений здравоохранения. Как раз по спекуляциям с томографами Президент России сказал, что «это не просто коррупция, а циничное и хамское воровство бюджетных средств».

Теперь «дело Волкова»… Также в январе этого года возбуждено уголовное дело по факту получения взятки начальником управления государственной службы и кадров администрации области Тамарой Лисициной.

Это только самые громкие скандалы. Перечень «дел» можно продолжить.

В своих публичных выступлениях губернатор любит говорить о своих усилиях в борьбе с коррупцией, представляя дело таким образом, что можно подумать, что вышеназванные дела являются и его заслугой.

— Да, я знакомился в Интернете с информацией о заседании Совета при губернаторе области по противодействию коррупции, состоявшегося в середине февраля, то есть, накануне его «снятия с рейса».

Там губернатор отметил, что начало года ознаменовалось возбуждением уголовных дел в отношении отдельных должностных лиц администрации. «Данные действия правоохранительных органов являются свидетельством политической воли к реальной борьбе с коррупцией», — подчеркнул Дудка.

— Кстати, членами этого совета по противодействию коррупции ранее были Волков и Лисицина.

— На том же заседании губернатор говорил об успехах в создании нормативной базы по противодействию коррупции, об усилиях тульских органов власти в экспертизе правовых актов на предмет их коррупциогенности, о разработке административных регламентов, о серьезном отношении к сведениям о доходах и имуществе, которые предоставляют государственные служащие. Такие акценты в борьбе с коррупцией, кстати, характерны не только для Тульской области. В деле противодействия коррупции делается упор на второстепенные мероприятия. Я бы их назвал «бумажными» методами борьбы с коррупцией. На этом фоне торжествует настоящая коррупция.

— Чем больше бумаг и отчетов, тем больше простора для коррупции. Этим на практике прикрывается реальное положение дел. Происходит забалтывание вопросов.

— Каково ваше отношение к борьбе с коррупцией в масштабах страны?

— Успехи, которые сейчас одерживает общество над коррупцией (арест Волкова или дело по томографам) можно сравнить с ельнинской операцией в 1941 году. Достаточно локальное наступление по ликвидации ельнинского выступа врага воспринималась как серьезная победа. А в это самое время на других участках фронтов наши войска продолжали терпеть поражения, сдавая врагу значительные территории.

Примерно также обстоят дела сейчас в борьбе с коррупцией.

Вы совершенно правильно говорите о том, что сегодняшние формы противодействия коррупции малоэффективны. С «бумаготворчества» необходимо переориентировать внимание на конкретные государственные структуры и персоналии. Необходим реальный народный контроль над чиновниками – через общественность, оппозицию, СМИ.

Нужна более мощная воля государства в борьбе с этим злом.

— Вам есть с чем сравнивать сегодняшнее общественное положение в Тульской области. Скажите, такое состояние дел было всегда?

— Сложным человеком в качестве губернатора области был В.А. Стародубцев Наша общественная организация «Засечный рубеж» была и к нему в оппозиции. К нему у нас было много претензий. Но он не боялся критики, часто прислушивался к ней.

При всей сложности его натуры у него было главное — пиетет перед народом. Он боялся осуждения народа. Тогда шло живое обсуждение вопросов, все программы развития области и территорий рассматривались детальным образом.

А сейчас совсем другая психология руководства области. Люди стали считаться какими-то винтиками. Нравственные категории стали отходить на задний план.

— Владимир Викторович, все, о чем вы говорили с самого начала о коррупционной среде, в той или иной степени, к сожалению, оправдывается. Вы чувствуете моральное удовлетворение?

— Удовлетворения не чувствую, потому что речь идет о грязи, которая сейчас выворачивается наружу.

Ведь когда я говорил о коррупционной среде в Тульской области и о персональной ответственности губернатора, я делал это без личных претензий, искренне пытаясь исправить ситуацию. Вместо того чтобы послушать меня, изменить стиль своего управления, он начал и продолжает бороться против меня и всех, кто не стоит перед ним по стойке «смирно».

Я чувствовал и чувствую себя морально правым. Так будет лучше сказать. И буду чувствовать себя морально правым, независимо от итогов апелляции по уголовному делу против меня.

— Вы чувствуете поддержку простых людей? Или отношение избирателей к происходящим сейчас процессам в органах власти достаточно равнодушное?

— В целом, конечно, многие устали, разуверились, наблюдая за циничностью и беспринципностью власти. Но речь, я думаю, нужно вести не о равнодушии и не о снижении активности людей, а о внимательном и критичном отношении с их стороны к происходящему в стране.

Я слышал очень много слов поддержки в свой адрес именно от простых людей.

Ведь у меня, моей семьи описали по решению суда все имущество, не относящееся к «жизненно необходимому», также я вынужден по решению суда выплачивать деньги «обиженному» мною Дудке. Так вот, один неизвестный человек принес для нас в школу, в которой преподает моя супруга, банку меда.

Или — я прохожу мимо рядов на рынке, и мужчина, собравший для продажи грибы, преподносит мне корзинку грибов. Такой же случай совсем недавно был с цветами, которые я покупал по случаю женского праздника. Женщины, торгующие цветами, пытались мне вручить их бесплатно. Конечно, я отказываюсь. Но такие вот вещи дают колоссальный психологический заряд!