На грани краха: компартия Китая сама себя разваливает

Управление страной с помощью насилия и использование диктаторских мер для решения проблем привели к восстаниям в Африке и Ближнем Востоке. Следующим в этом списке будет Китай, где правительство пренебрежительно относится к верховенству закона и потеряло доверие народа. Если они хотят избежать краха, власти Китая должны начать процесс демократических реформ как можно скорее. Ниже представлен анализ ситуации глазами китайского диссидента.

В прошлом месяце небольшая группа молодых китайцев применила в Интернете небольшую уловку. Они призвали китайцев выйти на демонстрации, подражая «жасминовой революции» в Северной Африке. Не было представлено никаких ясных целей, никаких лозунгов к действию, никакой предварительной подготовки общественного мнения. Было похоже на то, что это была не очень серьезная акция. Всё же один камень вызвал камнепад, приведший к бурной реакции. Почему это произошло?

Землетрясение в Японии вызвало серьезный ядерный кризис. Нависла угроза утечки ядерных материалов из АЭС, и ситуация все еще остается неясной. Кризис может вылиться в крупную катастрофу, подобную взрыву на Чернобыльской АЭС. Однако перед лицом сильного землетрясения и ядерной угрозы японское общество сохраняет спокойствие и получает гуманитарную помощь. Не было паники; не было хаоса, люди не потеряли уверенность. Всё же неожиданное бедствие произошло и в Китае, и в течение нескольких дней на китайских рынках была распродана вся соль.

Говорят, что это произошло из-за того, что йодированная соль может предотвратить риск заражения от ядерной радиации. Ядерная радиация присутствует в Японии, но японцы не подверглись панике до такой степени, чтобы скупить всю соль.

Но зачем китайцам подвергаться такой панике и скупать всю соль? Почему один слух вызвал такую тревогу в китайском обществе? Какая психология виной всему этому? Всё это является результатом недоверия народа правительству. Исторически сложилось так, что это – обычное явление, которое много раз появлялось в конце династии.

Когда правящая клика страны теряет доверие народа, появляется подобная социальная психология. Люди не знают, во что верить. Официальные власти страны теряют доверие народа, так что люди начинают верить слухам. Более того, факты прошлого, доказывающие вероятность слухов, лучше слов официальных властей. Можно получить много правдивой информации из так называемых «слухов», тогда как официальная информация Коммунистической партии зачастую ненадежна.
Чиновники-коммунисты склонны обманывать людей. Многие годы китайцы научились верить слухам из народа, а не слухам из правительства. Это происходит ввиду того, что слухи из народа не носят дезориентирующего мотива. По меньшей мере, они могут быть не совсем верными, тогда как слухи из китайского правительства полны поводов к обману. Если выбирать меньшее из двух зол, верить слухам из народа – явно более мудрый выбор.

Если не принимать во внимание рациональную концепцию китайской Коммунистической партии, уже неверен сам метод коммунистического правления. Более двух тысяч лет назад Конфуций уже сказал: «Без доверия нельзя ничего устроить». Это высказывание касается и самого правительства. Когда правительству не доверяют, оно не может укрепить свое положение. Однако основными методами Коммунистической партии в получении и поддержании своей власти являются авторитарные методы. Оно не должно быть разумным и требовать доверия. Для Коммунистической партии насилие и жестокие меры являются панацеей. Коммунистические лидеры часто цитируют слова Мао Цзедуна: «Режим происходит из дула пистолета». Это дуло пистолета является основной теорией и основным принципом, унаследованным от Маркса и Ленина, и продолженным Мао Цзедуном и Дэн Сяопином.
Другой древний китайский афоризм гласит: «Добейтесь мира силой, и правьте миром силой».

Уважение и доверие неуместны в их методах. «Если у меня есть власть, я могу обманывать вас как хочу, я могу давить на вас как хочу, так важно ли то, верите ли вы мне или нет? Всё, что мне нужно — это освоить механизм давления и насилия. Я – негодяй, так бойтесь меня. Если не будете бояться, я брошу вас на землю и буду топтать». Именно таким образом руководит Коммунистическая партия, ей не нужно доверие народа, только повиновение.

Так без исключения коммунистические режимы считают законы необязательными. Всё что им нужно — это кнут и пряник. Пряник нужен для того, чтобы обмануть большинство. Для меньшинства, которое нельзя обмануть, или которое не хочет быть обманутым, используется кнут. Такой метод правления называется диктатурой. Закон в диктатуре является лишь инструментов в руках правителей. Они используют законы как угодно, и не используют их, когда не хотят этого. Недавно пресс-секретарь Коммунистической партии случайно выдала правду. На пресс-конференции она ругала остальных: «Не используйте закон как средство оправдания». Она даже не знала, что закон является щитом для каждого. Если закон не является щитом для народа, как народ может быть в безопасности?
Смысл закона заключается в доверии. По-другому это называется социальным контрактом. Основой этого контракта также является доверие. Политика – это работа по управлению обществом, или управлению каждым. В китайском языке политическое значение слова «политика» носит ясный характер, то есть это использование надлежащих методов для управления обществом. Ядром этих надлежащих методов является закон.

Чиновники не могут постоянно говорить людям, что им следует делать и что не делать. В большинстве случаев эту функцию берет на себя закон. Таким образом, закон является ядром политики. Чтобы закон был эффективным, необходимо доверие народа, или уважение законов. Основная задача правительства заключается в обеспечении признания закона, и использовании закона для управления обществом. Когда правительство само нарушает закон, люди не знают, что делать. Когда степень разрушения закона достигает определенной стадии, власть над обществом начинает теперь крах. Люди не знают, кому доверять, большинство теряет чувство защищенности. Это и становится основной причиной социального хаоса.

Коммунистическая партия Китая за последние 60 лет постепенно теряла доверие народа. Партия и её чиновники принижали значение закона, и даже надменно предупреждали других о том, чтобы они не использовали закон в качестве отговорки. Таким образом, возник феномен волнений без существенной причины. В древние времена это являлось предвестником падения династии. Это верно и в наше время. Так называемая «жасминовая революция» на Ближнем Востоке началась именно с таких «волнений без существенной причины» в Тунисе. Небольшое событие быстро превратилось в революцию, которая затем распространилась в соседние страны, вызвав международную волну демократизации. Это произошло из-за того, что правительства потеряли уважение и доверие народа.

Недавно феномен «волнений без существенной причины» всё чаще и чаще случался в Китае. Это предвестник краха Коммунистической партии Китая. Основная причина недоверия народа по отношению к коммунистической партии кроется в самом методе правления партии – диктатуре. Правление, основанное на обмане и репрессиях, создает условия для «жасминовой революции» в Китае. Если даже никто не хочет этой революции, остановить её вряд ли удастся.

Коммунистическая партия осознает это, и её поведение сейчас подобно поведению напуганной птицы, когда она видит лук и стрелы. Поэтому группа относительно мудрых коммунистических деятелей в лице Вэнь Цзябао непрерывно призывает к демократической реформе политической системы. А что реформировать? Необходимо изменить основные методы правления диктаторского режима. Независимо от теории и целей, диктатура должна быть прекращена.