Как сажают президентов: мировой опыт

Сажать бывших президентов – это точно не украинское ноу-хау. Более того, посадить своего предшественника не в диковинку даже в цивилизованной и правовой Европе. Хотя подобных прецедентов не так и много.

Впервые в истории Украины против бывшего Президента страны открыли уголовное дело. Серьезно ли в Генпрокуратуре настроены отправить Кучму за решетку, или вся эта история с экс-президентом — не более, чем удачный пиар-ход, отвлекающий внимание от реальной ситуации в стране, пока толком ответить никто не может. Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что Леонида Даниловича не по-детски потреплют. Даже если не посадят, то позору после похождений в Генпрокуратуру он не оберется. Короче говоря, по самолюбию Леонида Даниловича потопчутся изрядно. Не уважили старика…

Но унижения Леонида Кучмы уже успели позитивно сказаться на имидже Президента нынешнего. Практически все выпуски новостей европейских каналов последних дней пустили информацию о деле против Кучмы. Мол, при Ющенко не дошло, а вот сейчас прокуратура наконец началась расследовать дело Гонгадзе. Да и об избирательном правосудии после «дела Кучмы» оппозиционерам говорить в Европе будет сложнее. Ведь в глазах иностранцев Кучма – недалекий от Януковича, но и его «садят». Значит, в стране все нормально, преследуют всех подряд, без разбору и дележа на оппозицию и приближенных. Так что, независимо от исхода, «показательная жертва» Виктором Януковичем принесена не зря.

Но, скажем прямо, сажать бывших президентов – это точно не украинское ноу-хау. Более того, посадить своего предшественника не в диковинку даже в цивилизованной и правовой Европе. Хотя подобных прецедентов не так и много. Отчасти, это из-за незначительной роли президентов в европейских парламентских республиках. С другой стороны – в нормальной стране главе государству не дадут «набедокурить на статью» и журналисты, и правоохранительные органы, и само общество. Потому посадка президента – это скорее признак страны развивающейся и бедной.

Как садят в развитых государствах

Пример Израиля

Самый последний пример переезда бывшего главы государства из президентских апартаментов в тюрьму – Израиль. На днях 65-летний экс-глава Израиля Моше Кацав по решению Телль-Авивского окружного суда получил 7 лет заключения. Четырехлетняя судебная эпопея закончилась обвинительным приговором в двух изнасилованиях и сексуальных развратах.

Уголовное дело против 8-го президента Израиля возбудили еще в 2006 году, когда Кацав пребывал на посту. Он сам обратился к правоохранительным органам защитить его от навязчивой барышни, обвинявшей его в изнасиловании и вымогавшей за это денег. Но Фемида повернулась к политику спиной, и вскоре президент превратился из обвинителя в обвиняемого.

23 августа 2006 года полиция вызвала Кацава на допрос уже в качестве подозреваемого, а 13 сентября 2006 года комиссия Кнессета утвердила просьбу Кацава о временном сложении с себя президентских полномочий. (На посту он официально пробыл до 1 июля 2007-го). Понятно, Израиль то у нас республика парламентская, и порка формального главы государства вещь скорее показательная. Так сказать, защитили моральный облик власти.

Французский прецедент

А вот где практически посадили хоть и бывшего, но реального главу государства, так это во Франции. Франция у нас республика президентская, и возможность посадки бывшего главы государства Жака Ширака вызвала в обществе настоящий шок. Любимец французов, президент, правивший страной с 1995 по 2007 года, может сесть по пустяковому, как по нашим меркам, обвинению. Дело в том, что 78 старика обвиняют в махинациях еще на посту мэра Парижа более 20 лет назад. Он, вроде бы незаконно устроил на работу более 20 человек. Все эти люди получили посты в мэрии, имели там зарплату, но работали отнюдь не на парижан, а на избирательную кампанию самого Жака Ширака. Собственно, в использовании бюджетных денег на президентскую кампанию Ширака и обвиняли. По мнению правоохранителей, налогоплательщикам махинации Ширака обошлись в 5 млн евро.

Правящая партия, чтобы избежать скандала, внесла в казну 2 млн. евро. Но не помогло, роль обвинителя тут же взяла на себя Ассоциация борьбы с коррупцией, которая настаивает на продолжении суда даже в случае отсутствия материальных претензий. Если вина бывшего президента будет доказана, ему может грозить до 10 лет тюрьмы и штраф в 150 000 евро.

За проделки Ширака уже отдувается бывший премьер-министр Франции Ален Жюлле. В 2004 году по этому же делу его засудили на 1 год и два месяца, условно. Ширак тогда сумел прикрыться своей президентской неприкосновенностью. Сейчас же, судя по всему, ему уже ничего не поможет. Французская Фемида, в отличие от украинской, таки слепа, но не глуха.

Еще один европейский пример – премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Италия – парламентская республика, и именно премьер-министр может по праву считаться человеком номер один. Итальянское правосудие множество раз пыталось посадить Берлускони по самым разным обвинениям: от коррупции до сексуальный отношений с несовершеннолетними. Но «вечно молодому» Сильвио каждый раз удавалось отвертеться от назойливой Фемиды.

Чехарда посадок в третьем мире

Иначе дело обстоит в странах третьего мира. Там глав государств в основном садят политические оппоненты после победы на выборах. Или диктаторов после удачного путча. Понятно, съедать бывших президентов уже не принято, а потому отправить их в тюрьму – лучший из выходов. При чем, доходит до смешного. В некоторых азиатских странах, даже традиция сложилась, что после отставки надо обязательно посидеть за решеткой. Что поделаешь, если не умеют править, то проще бороться с грехами предшественника. Вот так и ходят по кругу…

Посадить диктатора

На самом деле, к нынешней ситуации Леонида Кучмы лучше подходит именно традиция стран третьего мира — садить бывших диктаторов за борьбу с оппозицией. Вот, к примеру, в прошлом году засудили экс-президента Уругвая Хуана Бордаберри. Его также обвинили в исчезновении людей, убийствах оппозиционеров и журналистов.

Кстати, в уругвайской истории есть поучительный урок и для Виктора Януковича. Виктор Федорович недавно однозначно заявил, что просил спецслужбы умыкать наших опальных оппозиционеров из-за границы. Так вот, за подобную инициативу товарища Бордаберри, под кодовым названием «Кондор», ему впаяли отдельный срок. Еще один президент Уругвая — Грегорио Альверас, пришедший к власти, как и Янукович после Кучмы, через один срок, также недавно сел. На 25 лет. За диктаторские замашки. Вот так. Януковичу на заметку.

За борьбу против оппозиционеров посадили и бывшего президента Перу Альберто Фухимори. Сам он свою вину отрицал, но это не помешало впаять ему 25 лет лишения свободы.

На слуху у всех до сих пор истории посаженных диктаторов Чили и Югославии Аугусто Пиночета и Слободана Милошевича. Их аресты были связанны как раз с политическими, а не экономическими преступлениями. Ну, что скажешь, неплохая у Кучмы подобралась компания.

Проворовавшиеся президенты

Еще одна группа посаженных экс-президентов – «взяточники и расхитители казны». Понятно, садят оных уже другие люди, пытающиеся показать коррупционность предшественников. И самое интересное, что зачастую таких борцов за справедливость самих отправляют за решетку, но уже их «преемники», со второго захода.

Первый в этой когорте — бывшее первое лица Тайваня, страны далеко не самой отсталой. В конце прошлого года там посадили Чень Шуйбяня, занимавшего пост с 2000-го по 2008 год. Обвинили его в краже 20 миллионов государственных долларов.

Пример Мадагаскара также может стать поучительным для Виктора Януковича. Там суд недавно заочно засудил экс-президента Марка Раваломанану на четыре года и штраф 70 миллионов долларов. Основная вина политика – злоупотребления бюджетными средствами и покупка слишком уж роскошных самолетов и резиденций. При чем, судей больше всего смутило, что благосостояние народа во времена его правления росло не столь стремительными темпами. Правда же, аналогия с нашим президентом и его вертолетными парками с Межгорьем проглядывается? Хотя и осудивший Раваломанану режим сам погряз в грехах, после очередного путча уже новую власть могут обвинить в коррупции.

Подобные примеры можно найти и в других «экзотических» по климату и своей политической системе странах: Эфиопии, Филиппинах, Нигере, Панаме, Никарагуа и Руанде.

Как видим, наша родная власть сама определила Украину к странам третьего мира, где посадить могут лишь бывшего диктатора за борьбу с оппозицией. Чем, в принципе, обвинения в убийстве оппозиционного журналиста и являются. Но ничего, у нас будет прекрасная возможность перейти на новый уровень в будущем, когда президентов станут судить за их экономические преступления, разворовывание земель, заповедников и создание элитных авиапарков за государственный счет. Это все у нас впереди.

Главное, что Виктор Федорович подал пример, и теперь его «преемники» не будут стесненными моральными обязательствами не трогать бывших. Ранее украинские президенты таки придерживались негласных договоренностей, своих предшественников по судам не тягать.