Украина: нет даже видимости единства нации

Эксперт считает, что квазиэлита преуспела лишь в вытеснении русского языка.

Языковой вопрос расколол украинское общество, видимо, с самого момента обретения Украиной независимости. При этом сторонники единоязычия ведут себя более агрессивно, чем те, кто является приверженцем идеи двух государственных языков. А политики тем временем используют заезженный языковой вопрос как главный козырь в предвыборной гонке. Впрочем, все их обещания после прихода к власти традиционно забываются, а на мнение населения им, как известно, плевать с высокой колокольни. Еще со времени «оранжевой революции», когда был взят курс на евроинтеграцию (а на самом деле еще раньше – при Кучме), права русскоязычного населения Украины стали постепенно ущемляться: последовало сокращение количества школ с русским языком обучения, прекратилось вещание на русском языке на телевидении и радио, а с 2008 года весь иностранный кинопрокат перешел на украинский язык.

Поэтому теперь во всех кинотеатрах Украины фильмы идут исключительно на языке, имеющем статус государственного, передают «Вести.Ru». При этом официально русский язык не был запрещен. Впрочем, по новому закону фильмы должны закупаться только у местных дистрибьюторов, которые, в свою очередь, переводят только на украинский язык. В итоге, например, русскоязычное население Крыма лишено возможности сходить в кинотеатр, т. к. надписи на зазывных афишах и речь актеров с трудом удается разобрать. Как следствие – пустые кинозалы и отмененные сеансы.

При этом почти стопроцентно русскоговорящее население Севастополя не выступает против запрета украинского языка, но болезненно относится к игнорированию родного. «Зрители, когда узнают, что сеанс на украинском, разворачиваются и уходят», – отметила директор кинотеатра Ольга Потапова. Примечательно, что русский язык в изобилии есть только в жалобных книгах кинотеатров, а также в информационных и предупреждающих надписях.

Однако боязнь кинотеатров показывать картины, где актеры говорят по-русски, объяснима. Уже был прецедент: когда появились такие фильмы, кинотеатры попросту оштрафовали. В принципе, запрет достаточно хитрый и, на первый взгляд, лишен политики, а носит чисто коммерческий характер: закупать картины можно лишь у дистрибьюторов Украины, которые отказываются переводить на русский.

«Это, по сути, общественно-политическая акция со стороны власти для того, чтобы не дать возможности русскоязычному населению на территории Украины смотреть фильмы на родном языке. Но это – вообще нонсенс. Половина населения Украины – это русскоговорящие граждане», – подчеркнул депутат Севастопольского городского совета Геннадий Басов.

Между тем севастопольцы затевают кинопросмотры в нелегальных конторах, на съемных квартирах, т. к. это – единственный способ увидеть фильм с русской озвучкой.

При этом вспоминается случай, когда в 2008 году Донецкое областное отделение Партии регионов Украины отправило письмо голливудским актерам, в котором сетовало на украинизацию кинопроката, в результате чего многомиллионные поклонники могут пострадать, а их ряды – и вовсе поредеть. Как видим, «регионалы» тогда за это активно боролись. Теперь же Виктор Янукович, заняв наконец президентское кресло, не спешит утвердить русский язык в качестве второго государственного, хотя до своего избрания обещал именно это. Однако после выборов его тактика изменилась: он заявил, что только украинский язык должен иметь статус государственного, но тут же пообещал внедрить Европейскую хартию региональных языков. Впрочем, закон о языках так и остается в подвешенном состоянии.

Председатель «Русской общины Украины» Константин Шуров прокомментировал для KM.RU языковой вопрос на Украине:

– Есть хорошая русская пословица: «Обещать не значит жениться». Поэтому обещания политиков имеют еще меньшую цену, чем обещания девушек в публичном доме, причем невзирая на страну и часть света. Просто одни об этом говорят цинично и открыто, понимая, что их власть незыблема, и народу или электорату все равно будет некуда деваться. Другие сознательно обманывают, чтобы прийти к власти, потому что период становления этого государства еще не закончился, и государство напоминает спутник, который еще не вышел на орбиту, а у ракеты одна ступень отделилась, а две еще остались. Поэтому устойчивость государства будет определяться тем, кто будет у власти и на какой срок будет избран.

Для Украины вопрос языка, как и 20 лет назад, является ключевым. За это время здесь так и не удалось добиться даже видимости единства нации. Есть территория, которая досталась от Украинской ССР, – с границами, проблемами, той развитой транспортной и промышленной инфраструктурой, которая постепенно сейчас приходит в упадок. Практически все более или менее грамотные и вменяемые политологи и политтехнологи говорят о том, что на всех фронтах, кроме языкового, украинская квазиэлита (те, кто сейчас руководит Украиной, и те, кто руководил 20 лет назад) успехов не имела. А вот в вопросах изъятия русского языка из информационно-духовного поля Украины власть преуспела и очень сильно.

Давайте посмотрим, что же произошло. На сегодняшний день количество школ с русским языком обучения меньше, чем даже процентное отношение граждан Украины, имеющих русскую национальность. Т. е. 17% граждан, которые считают себя русскими по национальности, имеют менее 1000 русских школ из 20 600. Можете себе представить, что это 5% – в три раза меньше.

Что касается кинопроката, то количество фильмов, которое должно демонстрироваться на русском языке, официально составляет 20%. А откуда берется эта цифра? Почему не 30 или 50%? Здесь – очень тонкая, иезуитская норма, которая опирается на перепись 2001 года, первую за время независимости Украины. Именно эта перепись показала, что количество русских сократилось с более чем 11 млн до 8 с небольшим. Иными словами, 3 млн русских вообще исчезли, как будто бы их не было, будто их корова языком слизала. На сегодняшний день более 20% населения – это не украинцы по национальности. Именно на этот процент и рассчитана эта статистика, на которую опираются те, кто принимал закон. Они опирались на перепись 2001 года, а не на потребности людей, на каком языке они желают смотреть фильм, не на их самоидентификацию.

По данным института Гэллапа, 83% граждан Украины пользуются в повседневности родным русским языком. Все перевернуто с ног на голову, вот и тиражируется официальная цифра в 20%. Но и эти 20% нельзя проконтролировать. При такой политике, естественно, кинопрокат на Украине умирает. Это видно и по Киеву, и по другим городам; русскоязычными остались Одесса, Севастополь и др. Т. е., кроме высокой стоимости билетов, русофобская политика изъятия русскоязычных фильмов приводит к смерти украинского кинопроката.

А теперь посмотрим еще на любопытную вещь. Украинский кинопрокат демонстрирует только зарубежные фильмы, фильмов местного производства нет. Когда-то, еще во времена Ющенко, был снят фильм «Молитва за гетмана Мазепу». Но он был русофобским, антирусским и антиукраинским, потому что он представлял и русских, и украинцев в таком дичайшем свете, после чего не хотелось ходить в кинотеатры. Самое любопытное, что фильм, на который было потрачено, по одним данным, $5 млн, по другим – $8-10 млн, так и не вышел в широкий прокат. Он просто тупо исчез!

Прибавим и такой факт, что на территории Украины запрещено вещание русских радиостанций. На сегодняшний день «Маяк» и «Голос России» не ретранслируются, в отличие от западных, тех же самых ВВС, «Голоса Америки», «Немецкой волны».

Далее возьмем такую проблему, как обеспеченность того небольшого количества русских школ учебниками, преподавателями. В России это неизвестно, а мы хорошо знаем, что ежегодно количество школ с русским языком обучения сокращается на 100-150. Сегодня их осталось меньше 1000. Значит, примерно через 10 лет таких школ вообще не будет. А почему такое происходит? В 1989 году в Украинской ССР был принят закон о языках, тогда законодательно было запрещено воспитывать детей в детсадах с русским языком. Они исчезли. А ровно через 10 лет, в 1999 году, Конституционный суд Украины принял решение, по которому было запрещено получать высшее образование на русском языке. Теперь остался один обрубок – среднее образование, на которое, как говорится, и опереться нельзя. Когда родители видят, что ребенок не будет иметь перспектив, если не будет учиться на украинском языке, они вынуждены отдавать детей в украинские школы.

Вот и весь «джентльменский набор», с которым украинская власть подошла к решению русского вопроса. В связи с этим меня удивляет крайне близорукая, недальновидная политика российской элиты. Дело в том, что люди – это возобновляемый ресурс, на который государство может опереться, это – единомышленники. Я уже не говорю о соотечественниках, Более того, Россия отказалась от такого выигрышного проекта, как «Карта русского», который мог помочь русским самоорганизоваться и самоидентифицироваться, опираясь на общественно-гражданскую инициативу тех кругов России, которые хотят развития Русского мира, и не только на территории России. Сочетание всех этих неблагоприятных факторов отталкивает тех русских, которые могли бы быть тем русским фундаментом, на котором могли бы строиться в будущем отношения между государствами. Не имея русской компоненты на территории Украины, России надеяться на понимание украинской квазиэлиты не приходится.