Московское метро оценит свою уязвимость перед террористами

Cпустя два года после последнего теракта в столичной подземке, метрополитен планирует потратит около 53 млн рублей на оценку уязвимости относящихся к нему объектов транспортной инфраструктуры. После того, как метрополитен определится с исполнителем, последний должен будет в течении двух месяцев изучить степень защищенности от потенциальных терактов почти 500 объектов и дать рекомендации по обеспечению их безопасности.

От актов незаконного вмешательства планируют оградить 452 объекта транспортной структуры столичного метрополитена. Сред них – станции, электродепо, тоннели-перегоны и другое. На оценку уязвимости этих объектов ГУП «Московский метрополитен» потратит порядка 53 млн рублей из собственных средств.

Работы в зоне свободного доступа физических лиц будут производиться круглосуточно, а в тоннельных сооружениях – в «ночное окно». Метрополитен рассчитывает, что работы удастся завершить в течение двух месяцев. За это время исполнитель должен будет определить и описать возможные способы незаконного вмешательства в деятельность объектов метрополитена, определить возможные последствия такого вмешательства, а также выявить и описать уязвимые зоны столичной подземки. Помимо прочего, оценщику необходимо будет представить собственные рекомендации по выявленным нарушениям в области обеспечения транспортной безопасности на объекте и их устранению, по совершенствованию оснащенности подразделений метрополитена и др.

Итогом проведенной оценочной работы станет разработка системы мер для защиты объектов метрополитена «от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции».

«Уязвимость оценить в принципе довольно сложно. Это очень расплывчатое понятие, тем более для такой структуры, как московское метро. На мой взгляд, в принципе компаний, способных качественно провести заявленные работы для столичного метрополитена, сейчас на рынке нет. Необходимо будет проверить около пяти сотен объектов, это не учитывая вентиляционных шахт. Их в метро очень много и ими часто пользуются как бездомные, так и диггеры. И как это все отследить и уж тем более проверить за пару месяцев?», — заявил «Маркеру» сотрудник компании, занимающийся системами антитеррористической безопасности на крупных объектах.

Как метро противостоит террористам

В январе 2007 года Госдумой был принят федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности». В рамках него был введен новый вид регулируемой государством деятельности — оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости была отнесена к основным задачам по обеспечению транспортной безопасности.

«Программа «Антитеррор» в метро существует уже относительно давно, — рассказывает источник, близкий к столичному метрополитену. – Правда, как правило, все сводится к проверкам пропускного режима, к просьбе закрывать все двери перед уходом, к указаниям докладывать о подозрительных лицах и вещах на станциях. Думаю, в рамках грядущих мероприятий дело тоже ограничится проверкой качества пропускного режима и наличия замков на дверях».

Сейчас столичный метрополитен оборудован системой видеоконтроля и информационно-сигнальными колоннами красно-синего цвета, а также единой радиоинформационной сетью. По сообщениям СМИ, все эти технологические новинки стоили около 800 млн рублей.

До 2014 года все метрополитены России также планируется оснастить досмотровой техникой. Первыми «экспериментаторами» стали станции «Охотный ряд» и «Фили» Московского метрополитена. Помимо прочего, станции планируется оборудовать взрывозащитными контейнерами. Следует отметить, что системы безопасности на станции «Охотный ряд» проверял сам президент России Дмитрий Медведев. Он оценил работу рентгеновского комплекса, проверяющего человека и его багаж, и сканирующей рамки. Правда, на данный момент большинство рамок в метро не функционируют или они не подключены.

Как отмечают работники московского метрополитена, опрошенные «Маркером», антитеррористические мероприятия их работодатель проводит достаточно часто. «Вот недавно в метро прошла одна из проверок, – отмечает Петр, сотрудник Московского метрополитена. — На скамейку одной из станций проверяющие положили якобы бесхозный мобильный телефон. Его взяла одна из сотрудниц метрополитена, вследствие чего была оштрафована. Сотруднице показательно повторили инструктаж по технике безопасности и напомнили, что при обнаружении подозрительного предмета необходимо вызвать дежурящих на станции полицейских и вместе с ними сдать предмет в специальное хранилище. Такие проверки у нас не редки. В целях противодействия терроризму проводится много учений по гражданской обороне. Единственное, что не очень удобно, — чтобы не допустить вероятности террористической угрозы, у нас почти все двери закрыты на замки, даже те, которые всегда были открыты».

Исследовать террористическую угрозу метрополитен решил спустя два года после последних терактов, которые произошли на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры». Тогда погибли 40 человек, около 160 пострадали.