Войны выигрывает школьный учитель

Посмотрел некоторую статистику и огорчился. В России детей более 35 млн, из них здоровых — не более 12%. По данным Минздравсоцразвития России, за последние десять лет почти на четверть увеличилось количество детей, страдающих разными психическими расстройствами, участились случаи агрессии, вандализма, суицида. Выросло число малолетних наркоманов, около половины подростков употребляет алкоголь.

Большую тревогу в обществе вызывает реформирование образования и здравоохранения, ведущее к их полной коммерциализации. Более трети населения страны окажется неспособным оплатить «услуги» детских садов, школ и вузов. Показатель абсолютной бедности сегодня достиг 24%, а детская относительная бедность составляет 46%. При этом относительная бедность среди всего населения России равна 34%. Разница, по сравнению с Западной Европой, — десятикратная.

Неужели нашим толстосумам не стыдно перед этими детьми? Картина кажется парадоксальной: элита и население огромной страны ведут себя, как Буратино, закопавший свой капитал на Поле Чудес. Мой хороший знакомый по научному семинару, доктор физико-математических наук Г.Г. Мали сказал (и я с ним солидарен), что Россия, располагая 30% мировых природных богатств, производит лишь 1% глобального мирового продукта. Такие страны долго, по историческим меркам, не живут.

Из мир-системного подхода следует, что страна сможет существовать в нынешних границах только если ей удается весьма быстро изменить свое место в мировом геокультурном, геоэкономическом и геополитическом пространстве, что потребует сверхусилий от нынешнего и двух следующих поколений. Эта задача по масштабу, сложности и значению сравнима с той, которую решило поколение, победившее в Великой Отечественной войне.

Реформы привели к гиперполяризации российского общества, на одном полюсе которого до кризиса было около сотни долларовых миллиардеров, а на другом — свыше 40 млн человек, живущих за чертой бедности. Такая экономико-социальная структура неустойчива.

Капитализм, надо в этом честно признаться, в нашей стране не получился. Советское наследство в массе своей проедено. Надо начинать все строить заново. Страна должна сама себя кормить, учить, лечить, обогревать, защищать, возводить дома. Мы имеем дело с гигантским кризисом недопроизводства и недофинансирования. Масштаб задач, которые следует решать сейчас, потрясает воображение.

Канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк говорил, что войны выигрывает школьный учитель. В XXI в. это верно еще в большей степени. Россия сейчас слабее своих оппонентов. Жизненно важно было бы изменить такое положение дел в ближайшие годы.