Правительственная шарада

Трудно избавиться от впечатления, что российская экономика в последнее время словно застыла на месте: в ней не происходит никаких более или менее значимых телодвижений. Ни особого экономического роста, ни особого спада не наблюдается, инфляция почти никак себя не проявляет, так же как и валютный курс. Чувствительный фондовый рынок повторяет колебания более крупных мировых собратьев, не слишком возбуждаясь по внутренним поводам — даже таким значимым, как выборы. Актуальные реформы — вроде налоговой или пенсионной — обсуждаются экспертами, но никак не чиновниками, которые, по идее, и должны давать отмашку на их проведение. Видимо, все это вместе и есть та самая пресловутая стабильность, в наличии которой нас убеждали власти так долго и не всегда убедительно.

Если говорить серьезно, то это, конечно, не так. Речь идет лишь о некотором затишье перед бурей — политической пересменке, которая неизбежно приведет к новым шагам в экономике, а может быть даже и новой экономической политике. Ждать осталось недолго: вероятно, уже в мае, согласно конституционным нормам, будет сформировано правительство Дмитрия Медведева, которому волей-неволей придется совершать определенные шаги в социально-экономической сфере. Какими будут эти шаги, во многом зависит от структуры и кадрового состава будущего кабинета министров. До обнародования состава и структуры еще далеко — Путин и Медведев продолжают свои консультации на этот счет. Аналитикам и экспертам приходится довольствоваться слухами вокруг этого процесса, которым, как водится, несть числа. Между тем, структура правительства — вопрос не такой уж и технический: она показывает, какими могут быть приоритеты будущей исполнительной власти. Например, упорно говорят о том, что в составе кабинета может появиться некое «инновационное» министерство. Оно будет призвано отвечать за любимую тему Дмитрия Медведева — модернизацию, а заодно и за привлечение инвестиций, с которыми у России беда: капитал склонен отсюда бежать, а отнюдь не сюда стремиться. Зато отраслевые министерства — промышленности и торговли, транспорта, связи — вполне могут слить в одно «инфраструктурное» суперведомство. В самом деле, в условиях, когда ключевые отрасли реального сектора и так находятся под контролем госокропраций (Ростехнологии, Объединенная авиастроительная, Объединенная судостроительная) и госкомпаний, большого смысла держать над ними еще и отраслевые министерства нет.

А еще в правительстве может возродиться аналог Министерства по налогам и сборам, существовавшего в начале века. Для этого предполагается слить воедино Федеральную налоговую службу и Росфинмониторинг («финасовую разведку»). Резоны такого новшества очевидны — в условиях постоянно растущих социальных и оборонных трат бюджета крайне важным фактором становится собираемость налогов и вообще налоговая политика.

А вот два ныне существующих ведомства — Минздравсоцразвития и Минобрнауки — вроде бы планируется поделить пополам. На ведомстве Татьяны Голиковой «висят» две важнейшие реформы — здравоохранения и пенсионной системы. Ни по одному из этих направлений пока какого-то успеха достигнуто не было, поэтому и возможно разделение ведомства на Министерство здравоохранения и Министерство труда, соответственно. Тогда за каждую из реформ будет отвечать свое министерство, что, согласно бюрократической логике, повысит шансы на их выработку и проведение. Отдельно могут начать функционировать Министерство науки и Министерство образования: якобы оба эти направления будущий премьер рассматривает как приоритетные для себя.

Что касается персоналий, связанных с социально-экономическим блоком правительства, то тут, конечно, любопытно появление новых фигур. Слухи упорно сватают в состав медведевского правительства его нынешнего помощника по экономике Аркадия Дворковича, а также двух советников — Евгения Юрьева и Михаила Абызова. Дворкович может стать вице-премьером, отвечающим за какую-то часть экономического блока (при этом Минфин, как говорят, останется под управлением Антона Силуанова — который еще недавно воспринимался многими как временная фигура, но за последние месяцы сумел укрепить в аппаратном плане свои позиции). Юрьев — советник президента по «социалке» — может стать министром труда и ответственным за проведение пенсионной реформы. Ну а Абызов возглавить то самое новое «министерство модернизации», если таковое все-таки появится в составе правительства.

Между тем, многие как отечественные, так и зарубежные аналитические центры выражают сомнения в том, что правительству Дмитрия Медведева (и самому Медведеву, как его главе), суждена долгая жизнь — равная хотя бы президентскому сроку Владимира Путина.

Одной из главных причин, которая может сократить этот срок, аналитики называют падение мировых цен на нефть. По многим прогнозам авторитетных аналитических центров, уже к середине этого года российская нефть марки Urals, которая в настоящее время торгуется на уровне 120 долларов за баррель, может подешеветь до 100 долларов, а то и ниже. Между тем, есть расчеты Capital Economics, которые свидетельствуют: выполнение предвыборных обещаний Путина — повышение пенсий без повышения пенсионного возраста, зарплат бюджетникам, студенческих стипендий, различных социальных пособий — увеличит расходы бюджета примерно на 5 трлн. руб., что составляет 8% ВВП в 2012 году, или 5% прогнозного объема экономики РФ в 2018 году.

В любом случае, чтобы свести дебет с кредитом, федеральному бюджету нужна среднегодовая цена нефти не ниже 130 долларов за баррель. Российский бюджет уже дефицитен, а при дальнейшем падении цен на нефть (от которых, по разным расчетам, зависит от 50% до 70% доходов бюджета), может и вовсе скатиться в финансовый штопор. Не случайно, по прогнозам аналитиков, уже до конца текущего года Медведев столкнется со стремительным ростом бюджетного дефицита и с ситуацией в полной мере не справится. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что до сих пор Дмитрий Медведев выступал главным образом «лоббистом» всевозможных дополнительных трат (расходов на оборонку, инновации и т.п.), а отнюдь не сторонником бюджетной экономии и жизни по средствам. Более того, на его счету громкое увольнение экс-министр финансов Алексея Кудрина, который как раз и призывал не наращивать бюджетные расходы не имея твердых источников доходов для их покрытия.

Любопытно, что теперь именно Кудрина называют следующим потенциальным премьером после гипотетической отставки Медведева: дескать Путину рано или поздно обязательно понадобится человек, способный навести порядок с финансами и взять на себя ответственность за урезание раздутых бюджетных расходов. Тут-то отставной министр финансов, не испортивший, как говорят, личных вполне доверительных отношений с Владимиром Путиным, может оказаться востребованным.