Пришло время политики учета интересов всех

Лондон, Британия — Выступая на страницах блога Conservative Home, бывший депутат парламента от Консервативной партии, а ныне журналист Пол Гудман (Paul Goodman) восклицает: «Давай, Эрик!» Это восклицание вырвалось у него после того, как министр по делам общин Эрик Пиклз (Eric Pickles) объявил о новой правительственной стратегии интеграции. Эта стратегия интеграции, за которую давно уже выступают такие заводилы как Гудман, предусматривает проведение политики разделения, а не объединения. В ней подчеркивается роль коалиционного курса, означающего, что британское правительство больше не будет вести диалог с зонтичными мусульманскими организациями, такими как Совет мусульман Великобритании.

Я считаю это серьезным заблуждением.

Некоторые обозреватели начали радостно кукарекать, заявляя, что умеренные мусульманские организации такого рода почему-то являются «экстремистскими». Уже не раз было доказано, что такое негативное отношение порочно. Так, об этом говорил выдающийся политический обозреватель консерваторов Питер Оборн (Peter Oborne), который еще в 2008 году очень убедительно заявил: «Нам всем должно быть немного стыдно от того, как мы обращаемся с мусульманами в средствах массовой информации, в политике и на улицах». Эта его оценка получила подкрепление в докладе, написанном им совместно с Джеймсом Джонсом (James Jones). Доклад называется «Muslims under siege: Alienating vulnerable communities» (Мусульмане в осаде: отвращая от себя незащищенные общины). Не далее как летом прошлого года эта тема была выдвинута на первый план в рабочем докладе Института исследований европейских трансформаций (Institute for the Study of European Transformations) при лондонском университете Метрополитэн (London Metropolitan University)

У каждой общины есть свои недостатки, а в такой разнообразной среде как наша всегда будут звучать голоса маргиналов, выступающих со своими гнусными заявлениями. Но мусульмане живут во всех уголках нашей планеты. И вопреки статичному мнению о монолитном единстве мусульман, они в действительности являются «сообществом общин». Будучи относительными новичками в Британии, мы не можем полноценно изложить свои взгляды и представить наше мировоззрение более широкому обществу. Но мусульмане снова и снова доказывают, что являются самыми лояльными гражданами, а также имеют те же самые устремления и опасения, что и остальные жители Британии.

Оптимизм

Место для оптимизма есть. Президент Обама объявил, что война с террором закончилась в 2010 году. 31 декабря 2011 года американцы вывели свои войска из Ирака. В 2013 году они намерены прекратить свои боевые действия в Афганистане.

Сейчас мы смотрим на площадь Тахрир, ставшую эпицентром арабской весны, и видим в ней символ упорства простых людей и их борьбы за достоинство и оптимизм. Появившиеся на свет новые движения, такие как «Захвати Уолл-стрит» и «Нас 99 процентов», продемонстрировали усиление возмущения и негодования по поводу непристойного экономического и социального неравенства.

Здесь, в Британии, этот оптимизм появился на фоне экономического уныния. Этим летом состоятся два мега-события, которые привлекут в Лондон весь мир: это шестидесятилетие царствования королевы и Олимпийские игры 2012 года. Около трети населения Лондона это представители черных, азиатских и прочих этнических меньшинств. Лондонцы говорят на 300 с лишним языках. В городе проживает как минимум 50 некоренных общин с населением 10000 человек и более. Поэтому Лондон это поистине всемирный город. Эти два события призваны не только показать Британию в ее лучшем виде и продемонстрировать дух мира и гармонии во всем мире, но и положить начало нашему экономическому подъему.

Если оставить в стороне экономику и политику, мы должны ставить перед собой возвышенные цели, говоря о социальной гармонии и единении общин. В современном плюралистическом обществе свои инвестиции в политику должны иметь все общины. Ни одна группа, ни одна община не должна чувствовать себя маргинальной, вытолкнутой на обочину общества. Так ли это в разнообразном мусульманском сообществе Британии?

До ужасных событий рокового утра 7 июля 2005 года на британских мусульман часто смотрели как на силу добра. Они были лояльны, их предки воевали за империю, многие были наделены предпринимательскими способностями, владели небольшими компаниями. А мусульманские семьи поддерживали традиционные семейные ценности, которые часто восхваляют политики большинства.

После 7 июля многое изменилось. Негативное изображение мусульман и их религии, инициированное крайне правыми организациями маргиналов, стало характерной чертой политических дискуссий и работы СМИ. Дошло до того, что сейчас многие видят в мусульманах угрозу безопасности. Мусульманскую общину преследует тень подозрительности.

Наибольшие подозрения вызывают мусульманские организации основного направления, включая Совет мусульман Великобритании, являющийся самой демократичной и представительной организацией британской мусульманской общины. Этот совет представляет собой сеть из более чем 500 самых разных мусульманских объединений. В него входят сунниты и шииты, бангладешцы и пакистанцы, суфиты и салафиты. Совет весьма деликатно лавирует между ними, стараясь никого не задеть. Но как это ни парадоксально, он подвергается жесткой критике со стороны некоторых членов мусульманской общины за то, что недостаточно радикален.

Стереотипы

Многие из нас ждали, что в ходе расследования Левесона его инициаторы внимательнее приглядятся к тому, как о мусульманах пишут средства массовой информации. Пока было лишь одно заявление от мусульманской организации. Мы не уверены в том, что у других крупных мусульманских групп или отдельных людей будет возможность изложить свои взгляды до завершения работы этой комиссии.

Возможности будут упущены, если комиссия Левесона не выступит с комментариями по этому вопросу или не подготовит содержательные рекомендации, дабы заверить мусульман в том, что они не станут уязвимой мишенью для негативных (и зачастую необъективных) оценок СМИ.

Что касается мусульман, то общество довольно часто и удобно для себя забывает одну вещь. Как община, мусульмане испытывают несоразмерно больше социально-экономических лишений (в основном в силу исторических факторов и из-за стран/обществ их происхождения). Роль родителей в воспитании несовершеннолетних менее чем удовлетворительна; молодых мусульман слабо привлекают к работе в мечетях; их редко кто наставляет. Плюс к этому, они довольно слабо образованы, и их несоразмерно много среди заключенных тюрем. Поэтому меньше всего мусульманской общине хочется, чтобы ее демонизировала пресса и отталкивало от себя общество.

Это нашло свое отражение еще до событий 11 сентября в докладе аналитического центра Runnymede Trust «Islamophobia: A Challenge for Us All» (Исламофобия: вызов всем нам), который вышел в 1997 году. После 11 сентября ситуация ухудшилась, а после 7 июля все стало вообще крайне плохо.

Мы в Британии должны гордиться нашей моделью, которая предусматривает справедливое отношение к самым разным людям — в отличие, скажем, от Франции и некоторых других стран Европы. Однако, положа руку на сердце, мы должны ответить на вопрос: а действительно ли отношение к гражданам мусульманской веры такое справедливое?

Организации мусульман основного направления давно уже спорят с правительством по поводу антитеррористических законов и «стратегии предотвращения», которые нацелены в основном на мусульманскую общину. Эти организации чувствуют, что сейчас их наказывают за эти споры. Отказываясь подчиняться требованиям, они страдают от заговора молчания тех, кто сидит за столом переговоров. Несогласие и противоречия в демократическом обществе это здоровое явление; согласие не соглашаться это хорошее политическое качество. То, как мы разберемся с нашими разногласиями, зависит от политической зрелости и мудрости все нашей нации, а не отдельных ее представителей.

Несмотря на фундаментальные различия, две очень разные политические партии сформировали в 2010 году необычную, однако весьма успешную коалицию, чтобы она служила нации в трудный период. Сегодня тори и либерал-демократы продолжают это успешное партнерство. На более обширной сцене международной политики США и Британия после десяти лет войны ведут переговоры даже с талибами. Такова политическая реальность.

В свете такой real politik трудно поверить, что британское правительство избегает «официального» взаимодействия (и даже разговоров) с массовыми мусульманскими организациями основного направления, которые являются неотъемлемой частью британского общества. Не противоречит ли это нашей политической традиции?

Непоследовательность

Интересно то, что непоследовательность видна даже в правительстве. Хотя высокопоставленные мусульманские лидеры продолжают приходить в парламент и выступают на его мероприятиях, официальная позиция властей состоит в том, что они не поддерживают «формальные» отношения с их организациями. В это трудно поверить, но кое-кто заявляет, что под воздействием немногочисленных, но влиятельных идеологов и мозговых трестов власти хотят оказывать давление на мусульман. Так ли это? Я не знаю.

Безусловно, в некоторых кругах бытует мнение, что Консервативная партия не желает знаться с мусульманами. Но это не соответствует действительности. Так, у нас в составе партии тори есть Консервативный мусульманский форум, возглавляемый членом палаты лордов и мусульманином. Его цель состоит в привлечении людей из мусульманской общины в Консервативную партию.

Обнадеживает то, что мусульмане быстро познают нюансы и реалии британской политики. Многие традиционно поддерживают лейбористов. Но мусульмане так же разнообразны, как и все остальные: среди них есть и бизнесмены, и предприниматели, и рабочие, и представители среднего класса, и люди с амбициями. И все они закрепляются в основе нашего общества.

Не существует массового стремления создать «исламский халифат», вопреки утверждениям Лиги английской обороны (English Defence League) и некоторых аналитических центров. Подавляющее большинство простых и законопослушных граждан-мусульман не поддерживает и призывы к введению смертной казни, наказания за гомосексуализм, насильственные браки и унижение женщин.

Большая часть мусульман и мусульманских организаций по-настоящему счастливы жить в стране, которая приветствует и защищает разнообразие, а также свободу вероисповедания. И хотя мусульмане все еще недостаточно представлены в Вестминстере, мы в настоящее время присутствуем в составе Консервативной партии, либерал-демократов и лейбористов. Это естественное поступательное движение: мы как «сообщество общин» постепенно взрослеем и становимся более зрелыми.

По своей природе мы партнеры в таких вопросах как социальная справедливость и равенство между людьми. Поэтому мусульманским активистам легко работается в любой из политических партий Британии, ибо ценности у нас во многом общие. Наше внутреннее разнообразие, а также характер всех этих многочисленных и очень разных мусульманских организаций и идеологий требует — нет, даже заставляет нас сотрудничать со всеми политическими силами.

Как нация, мы должны и впредь внимательно следить за вполне реальной и актуальной угрозой насильственного экстремизма. Путь к насильственному экстремизму это болезненный шип, который необходимо вырвать из тела наших общин. Но именно этим мы и занимаемся (и всегда занимались) в наших многочисленных и разнообразных организациях. Иногда я сам лично сталкивался с такими проявлениями на встречах в разных уголках страны, когда представители экстремистских группировок пытались заткнуть мне рот, а также сорвать мои выступления и выступления моих коллег.

Подавляющее большинство мусульман сотрудничает с правоохранительными органами, а также с другими партнерами по гражданскому обществу, пытаясь решить эту проблему. Конечно, могут быть разные взгляды на то, как наиболее эффективно справиться с экстремистами. Но постоянная демонизация мусульман и их организаций средствами массовой информации, а также слабая реакция на нетерпимость к мусульманам со стороны британских политиков и парламента никак этому не способствует.

Настало время для переоценки того места, которое граждане-мусульмане занимают в Британии. Это в интересах всей нашей нации. Все мы многому научились и усвоили ужасные уроки 7 июля. Но пора двигаться дальше. Мир быстро меняется. Арабская весна принесла надежду одной части мира. Пусть же 2012 год принесет политическую весну мусульманам Британии.

Доктор Мухаммад Абдул Барии — бывший генеральный секретарь Совета мусульман Великобритании.

Изложенные в статье взгляды принадлежат ее автору и могут не отражать редакционную политику Al Jazeera.