Что делать с госэкзаменами в вузах?

Хочется ли Вам лечиться у недоучившегося врача? Чтобы самолетом, на котором Вы летите, управлял неподготовленный летчик, а процессом сборки тормозного механизма Вашего автомобиля руководил инженер, абсолютно неспособный к занятию такой профессией?

Ответ на данные вопросы очевиден. Меж тем у большинства жителей России такой альтернативы нет – поэтому они и вынуждены проживать каждый день своей жизни буквально в экстремальных условиях. «Карды решают все!» – таков был лозунг времен, «не столь отдаленных», и сейчас он приобретает совершенно иное значение: «Допущенный в производство «двоечник» — вредитель и угроза!»

Как не допустить человека к занятию профессией, к которой он не только не приспособлен, но и в состоянии принести очевидный вред? Этот вопрос тождественен тезисам о том, как избежать новых аварий, подобных трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, по причине работы «эффективных манагеров», «инженегров» и прочих специалистов «широкого профиля»?

Как правило, назначение на большие и ответственные должности в России производится исключительно на основании «личных связей», иногда с соблюдением формальных конкурсных процедур. Исправить подобную ситуацию в кратчайшие сроки – невозможно, сейчас – не 1937 год, чтобы осуществить «принудительную ротацию кадров».

Однако на самом раннем этапе можно поставить существенные препоны и преграды для таких вот «специалистов» к выходу на ответственные позиции. Действующая эффективная система оценки качества подготовки бакалавров и специалистов – легальный механизм по «не допуску» неподготовленных людей к профессии. К сожалению, одномоментное невозможно ввести, например, для бакалавров единый всеобщий выпускной экзамен («ЕГЭ для бакалавров»), который при должной разработке диагностических средств и четкой процедуре сдаче за стенами вузов на независимых площадках в режиме «он-лайн» раз и навсегда положит конец коррупции и допуску к профессии неспособных. Однако уже сейчас и без серьезных изменений в законодательстве можно существенно улучшить ситуацию! Изменить ряд процедур ИГА.

Существующий в наши дни механизм итоговой государственной аттестации выродился и деградировал в большинстве вузов, будучи сведенным к формальным процедурам, напоминающим дискурсы средневековых схоластов. Как правило, если студент сдал междисциплинарный и государственный экзамен – руководство вузов пойдет ему навстречу, чтобы «дотянуть» до выпускной квалификационной работы.

На этапе междисциплинарного экзамена в России «срезается» до 22% юристов (у данной категории самая жесткая система отбора, минимум два последующих обязательных госэкзамена), значительно меньше – 9,5% по остальным социальным наукам и не более 5-6% — по остальным направлениям подготовки российских вузов.

На этапе государственных экзаменов в среднем по направлениям подготовки в России отсекается не более 10% студентов (сфера обслуживания, строительство и архитектура, социальные науки), в других отраслях – все гораздо проще: экономика и управление — 8,25%, гуманитарные науки – 5,5%, химия и биотехнологии – 2%.

На этапе выпускной квалификационной работы больше всего проблем у специалистов в области культуры и искусства – 10%, информатики и вычислительной техники – 7,4%.

Несмотря на кажущуюся строгость ИГА – большинство выпускников проходят данные этапы по достаточно либеральным условиям. И только откровенные лентяи или совсем уж впавшие в немилость у деканатов студенты «срезаются» на финальной стадии обучения.

Существует два пути повышения качества ИГА.

Направление первое. Обязательная публикация выпускной квалификационной работы (диплома) в открытом доступе с независимыми экспертами-оценщиками. Параллельное проведение научного труда по системе «антиплагиат» и оценка специалистами-практиками для технических отраслей, научной общественностью – для творческих и гуманитарных. В большинстве вузов элементы данного подхода уже сейчас активно внедряются.

Направление второе. Рандомизированный отбор председателей и членов государственных аттестационных комиссий (ГАК) из общефедеральной базы. С тем условием чтобы никто не знал «в лицо» и не мог как со стороны руководства вузов, так и «инициативного студенчества» до определенного времени тех, кто будет принимать экзамен и оценивать ВКР.

ГАК должен возглавлять председатель, который организует и контролирует деятельность комиссии и государственных экзаменационных комиссий по направлению подготовки (специальности), обеспечивать: единство требований, предъявляемых к выпускникам, равные возможности при проведении аттестационных испытаний, объективное оценивание результатов, а это возможно только при соблюдении следующих требований:

Федеральная база председателей ГАК по направлениям подготовки должна комплектоваться по предложениям вузов и работодателей из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля и (или) ведущих специалистов – представителей работодателей, общественно-профессиональных объединений соответствующей отрасли. Председателями ГАК назначаются лица, не работающие в данном высшем учебном заведении и не состоящие с ним в договорных отношениях в течение четырех последних лет, из числа лиц, отобранных случайным образом при помощи компьютерных средств из федеральной базы председателей ГАК. Не менее двух третей членов ГАК должны выбираться случайным образом при помощи компьютерных средств из федеральной базы экспертов по направлениям подготовки (специальностям) и по профилю государственного экзамена. Федеральная база членов ГАК также комплектуется по предложениям высших учебных заведений и работодателей из числа докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов соответствующего профиля или ведущих специалистов – представителей работодателей, общественно-профессиональных объединений соответствующей отрасли. Отобранные члены ГАК не должны быть работниками вуза, проводящего ИГА, и не иметь с ним договорных отношений в течение двух лет. Федеральную базу председателей и членов ГАК ведет Рособрнадзор или уполномоченная организация, осуществляющая сбор и комплектацию профилей по представлению вузов. Соблюдение данных требований позволит поставить всех выпускников вузов в равные условия при подготовке ВКР и сдачи госэкзамена, повысить качество подготовки. Но самое главное, более объективная внешняя оценка позволит выявить откровенно слабые, списанные дипломные работы и на этапе государственного экзамена – выявить студентов, которым просто противопоказаны занятия избранной специальностью.

Остановить деградацию российской системы образования и профанацию статуса бакалавра, специалиста или магистра может только эффективная система оценки качества, связанная с внешними испытаниями для выпускников. Однако комплексная реализация данной инициативы – потребует нескольких лет и существенных ресурсных затрат.

Вместе с тем реформа ИГА и работы ГАК в предлагаемой модели осуществима в ближайшей временной перспективе, не требует существенных затрат (новое – только ведение и комплектация федеральной базы данных), требует минимальных изменений в законодательстве об образовании.